Кого и зачем развлекают на МВА-программах

Экстремальные тренинги давно стали неотъемлемой частью программы многих MBA-школ
Fotolia/ PhotoXPress

Когда мы вошли в темную комнату, меня поразила царившая там тишина. Один человек даже испугался и вышел», - вспоминает один из самых необычных тренингов в своей жизни Нил Мозли, управляющий директор HASCO. Люди в темноте поделились на две группы, каждая выбрала лидера. «Нам сказали, что группы должны начать строить с двух противоположных сторон бумажный мост, детали для которого надо было найти на столах в темноте. Нам предстояло сойтись в одной точке и соединить два конца моста так, чтобы по нему, условно говоря, могла проехать машина», - вспоминает он. Сначала все возбужденно шумели, потом затихли. «Слух обострился, руки искали предметы на ощупь, голова работала лихорадочно, сосредоточившись на командах и точно запоминая, в каком направлении надо двигаться, чтобы положить ту или иную деталь. Два часа в темноте пролетели как две минуты», - рассказывает Мозли.

В программе бизнес-школ должно быть место творческим заданиям и неординарным упражнениям, просто надо использовать их прицельно там, где они принесут больше пользы. Мы применяем творческие элементы практически на всех наших программах, в том числе и в корпоративном обучении, рассказывает Светлана Пашкевич, директор открытых программ обучения Московской школы управления «Сколково». Она вспоминает цирковую постановку со слушателями из компании Evraz. На программу пригласили Крейга Кохона, вице-председателя Cirque du Soleil. После его выступления участники разбились на команды, подготовили собственные цирковые номера и устроили настоящее представление. «Для организаторов программы это решило первоочередную задачу: стерлись иерархические и территориальные границы между сотрудниками компании, люди, приехавшие из разных регионов, стали одной командой», - говорит Пашкевич.

Управлять в темноте

Этот тренинг называется «Управление в темноте», он рассчитан на развитие у руководителя навыка ясно формулировать свои мысли и четко инструктировать подчиненных, рассказывает организатор тренинга Верена Айххольцер, заместитель директора корпоративных программ академии бизнеса Венского университета бизнеса и экономики (WU), где Мозли и проходил этот тренинг. «Мы часто сначала делаем, а потом думаем. Когда управляешь людьми в темной комнате, надо четко осознавать, что ты хочешь, и только после этого передавать свою мысль людям», - поясняет Айххольцер. Она также проводит по заказу компаний занятия, на которых топ-менеджеры дирижируют оркестром или разговаривают с группой 15-летних подростков, отвечая на их самые неожиданные вопросы.

Подобный вид обучения называется английским словом edutainment, или околообразовательные услуги, которые могут идти лишь в дополнение к программе бизнес-школы, если она считает себя серьезным учебным заведением, утверждает Сергей Мясоедов, проректор РАНХиГС и президент РАБО. Бодо Шлегельмильх, декан академии MBA WU, с этим соглашается, но говорит, что студенту важны незабываемые впечатления, так как они помогают лучшему усвоению материала и делают слушателя активным, а не пассивным участником обучения.

Ни одно исследование до сих пор не выявило, что именно обучает человека поведенческим моделям, которые сохраняются на долгое время и помогают в последующей работе. Поэтому ведущие бизнес-школы не включают подобные игры в ключевую часть программы, объясняет Кристо Нел, директор международных программ MBA и EMBA нидерландского бизнес-университета Найенроде. В университете есть традиция: в начале учебного года студенты отправляются на три часа в лес, где играют в разные игры и преодолевают препятствия. «Но это скорее для знакомства и взаимодействия, нежели для обучения», - уточняет Нел.

Применять правильно

Вписать в программу

Каждая школа должна сосредоточивать свое внимание на тех игровых формах обучения, которые совпадают с ее видением программы MBA, полагает Мясоедов. В случае РАНХиГС это такие известные деловые игры, как «Стратегия голубого океана» и «Маркстрат». Обе игры позволяют командам конкурировать в реализации своих маркетинговых стратегий на различных рынках. «В нашу концепцию также входит использование театрального искусства и преподавание гуманитарных наук для расширения границ мышления студентов», - говорит Мясоедов и добавляет: такие тренинги, как обучение лидерству в темной комнате или совместные походы студентов куда-нибудь на Байкал или Камчатку, кажутся ему лишними в учебном процессе.

Действовать в кризис

Развлекательные модули в духе edutainment не станут доминантой бизнес-образования, но в наше кризисное время займут важное место в программе MBA, возражает Алексей Ищенко, профессор Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ. «В кризис руководителям придется научиться управлять стремительными изменениями, а это невозможно без умения управлять людьми», - говорит он. Развлекательные и экстремальные тренинги как раз и учат лидера сначала фокусироваться на себе и своих мыслях, потом осознавать, что он хочет от окружающих людей и как на них воздействовать, полагает он. А Мозли подтверждает это своим опытом: «После тренинга в темной комнате я стал больше внимания уделять тому, как инструктировать подчиненных. Я вижу позитивный результат».