В кризис 50% собственников семейных фирм готовы продать свой бизнес

В кругу семьи останутся те компании, где основатели сумели придумать, чем заинтересовать детей
А. Таранин

Дилемма – передавать бизнес по наследству или продать его третьим лицам – сейчас остро стоит перед многими собственниками семейного бизнеса, отмечает Игорь Сагенбаев, председатель правления Ассоциации семейного бизнеса России. Предприниматели, основавшие компании в 1990-х гг., приближаются к пенсионному возрасту, а их дети выросли и решают, чем заняться.

По словам Сагенбаева, в западных странах, где семейные бизнесы насчитывают порой пять и более поколений, давно существуют обучающие центры и ассоциации семейного бизнеса, которые проводят тренинги для детей предпринимателей и целенаправленно готовят их к предпринимательской деятельности. У нас же дети собственников часто не готовы к той роли, которую прочат им родители. Да и родители не доверяют детям в такой степени, чтобы оставить на них бизнес. Они сами остаются у руля, а детей пристраивают на теплые места в госорганы, делится своими наблюдениями эксперт.

Предприниматели 1990-х были настолько заняты построением бизнеса, что не уделяли время воспитанию предпринимательского духа в своих детях. Более того, отцы иногда намеренно не посвящали отпрысков в сложную и зачастую не очень чистую с точки зрения закона кухню своего бизнеса, сокрушается Наталья Салиенко, в прошлом директор центра развития семейного бизнеса в «Мирбисе».

В итоге дети предпринимателей часто не хотят работать в семейной компании, зато берут родительские деньги на открытие собственного бизнеса, отмечает Андрей Колесников, директор аналитического центра университетских инноваций МГУ, который 25 лет занимается проблемами малого бизнеса. Тенденция эта неплохая, так как молодые люди создают бизнесы в тех высокотехнологичных сферах, в которых родители мало разбираются. А родительский капитал дает им конкурентное преимущество на рынке.

В меру инновационные

В современном мире конкурентным преимуществом бизнеса становится неограниченный доступ к идеям, талантам и капиталам, а семейные компании замыкаются в узком кругу родственников и лишают себя любой свежей крови, полагает Колесников. С точки зрения развития бизнеса компании лучше продавать, добавляет к этому Алексей Москвич, эксперт рынка купли-продажи бизнеса. Когда компания находится в руках одной семьи, в ней проявляется косность мышления, леность и неспособность рождать инновации, которые так важны сегодня для российской экономики.

Обделяют своих

По данным PwC, в России доля собственников семейных компаний, планирующих продать свой бизнес, значительно выше, чем в мире в целом: 50% против 20%. А желающих передать свой бизнес по наследству в России меньше: 26% против 40%.

Небольшая компания, конечно, не построит ракету для полета на Марс, но выпустить за один год множество новинок на рынке кондитерских изделий она вполне может, а это тоже инновации, парирует Ирина Эльдарханова, владелец компании «Конфаэль». Только за последний кризисный год «Конфаэль» запустила 11 новых продуктов. Среди них конфеты для похудения «Сладкая революция», аналога которым нет во всем мире, рассказывает предпринимательница. По ее словам, некоторые продукты запускались так быстро, что от момента возникновения идеи до их попадания на прилавок проходило всего пять дней. В «Конфаэль» за разные аспекты бизнеса отвечают муж и три сына Эльдархановой. Все вопросы решаются быстро на семейном совете. «В отличие от наемных топ-менеджеров, которые работают только на краткосрочный результат, семья готова взять на себя все риски, так как видит развитие бизнеса в долгосрочной перспективе», – объясняет Эльдарханова.

В меру консервативные

Но все-таки чаще всего по наследству передаются компании в реальном секторе и в сельском хозяйстве, отмечают эксперты, а здесь в отличие от высокотехнологичного сектора здоровый консерватизм и основательный подход только играют на руку. Совладелец семейной фермы «Братья Чебурашкины» Влад Чебурашкин вспоминает, как они с братом без спешки ремонтировали купленные в Подмосковье колхозы, долго подбирали коров, лично осматривая каждую, и даже корпели над разработкой упаковки для молочных продуктов. Денег (к слову, заработанных на переработке горно-металлургических отходов) на фермы не пожалели. В создание компании и восстановление ферм было вложено около 1,3 млрд руб. Не смутили и длительные сроки окупаемости: полноценно функционировать фермы начали только через 3–5 лет после их приобретения. Более двух лет ушло также на строительство молокоперерабатывающего завода, а возврат инвестиций в строительство ожидается только через 10 лет. Результат основательного подхода к построению бизнеса налицо: сейчас выручка холдинга растет на 30–50% в месяц, его продукцию охотно закупают и рестораны, и розница, где премиальный продукт продается по цене от 110 до 170 руб.

Приманка для молодежи

«Сейчас в России гораздо более лояльный и предсказуемый бизнес, чем 10 лет назад. В России можно и нужно зарабатывать», – считает Сергей Лебедев, соучредитель компании «Клинские снеки». Для себя он давно решил, что его сын Ян лучше будет работать на семейную компанию, нежели на кого-то другого. Ведь работа на себя дает 100%-ную мотивацию. Человек начинает понимать, что, если он не заработает денег для себя, значит, никто их ему не заработает.

Лебедев заинтересовал сына тем, что позволил ему развивать новое направление бизнеса, которое помогло компании диверсифицировать производство и выйти на новый для нее рынок продуктов здорового питания. Лебедев-старший не поскупился выделить сыну на проект 12 млн руб., закупив на эти деньги специальное оборудование в Германии, которое установили и запустили в работу в одном из цехов семейной фабрики во Владимирской области. На этом оборудовании Ян сейчас выпускает натуральные и низкокалорийные орехово-фруктовые батончики Pikki. Производство было запущено в середине 2014 г., в продажу продукт поступил в ноябре прошлого года, и за первые два месяца через кафе, йога-клубы и розничные магазины ушло 300 000 батончиков. Ян чрезвычайно доволен результатом и готов дальше трудиться в компании отца.

Семья дороже

Желание избавиться от семейного бизнеса пока преобладает, но доля тех предпринимателей, кто хочет передать бизнес по наследству, все же растет. По данным PwC, в 2012 г. отдать свой бизнес наследникам планировали только 10% предпринимателей России, а в 2014 г. уже 26%. Игорь Золотов, владелец группы компаний «Шар», уверен, что тенденция объясняется традиционным семейным укладом России. Дети Золотова работают в его бизнесе. Дочь Екатерина открыла подразделение компании в Чехии и продает по всей Европе бумажные игрушки из макулатуры, переработкой которой занимается одна из компаний ее отца. В открытие офиса Золотов вложил 150 000 евро, а объем продаж игрушек составляет сейчас 70 000 евро ежегодно. А сын Антон работает в московском офисе компании. «Он так проникся идеей семейного бизнеса, что недавно отказал представителю крупной немецкой компании, которая хотела наш бизнес купить», – вспоминает Золотов. Он считает, что дети вносят большой вклад в работу компании. По словам Золотова, несмотря на кризис, объем продаж «Шара» вырос в прошлом году на 30%: «Я понимаю все выгоды американского подхода перепродажи бизнеса, но мне ближе старые крестьянские ценности, основанные на связи поколений».