Менеджмент
Бесплатный
Мария Подцероб
Статья опубликована в № 3981 от 15.12.2015 под заголовком: Рейтинг как украшение

Есть ли польза от рейтингов лучших работодателей

Почему методика российских рейтингов радикально отличается от практики США

Сайт бронирования жилья Airbnb признан лучшим работодателем в США по отзывам действующих и бывших сотрудников, гласит ежегодное исследование компании Glassdoor, в котором приняло участие более 1,6 млн человек. Airbnb получил в рейтинге 4,6 пункта из пяти возможных, при том что средний показатель по стране – 3,4 пункта. Сотрудники компании отмечают, что они чувствуют постоянную поддержку и внимание со стороны руководства, плюс каждый работник получает бонус в размере $2000 в год, которые он может потратить на съем жилья через сайт в любой точке мира. Компания попала в рейтинг впервые и сместила прошлогоднего победителя, интернет-гиганта Google Inc., который на этот раз занял лишь восьмое место. На втором месте, как и год назад, оказалась консалтинговая фирма Bain & Co. Третье место занял разработчик ПО для страховой сферы Guidewire, ставший лучшей компанией по соотношению свободного времени и времени, которое ее сотрудники проводят на рабочем месте. Также в пятерку лучших работодателей вошли еще одна софтверная компания, Hubspot, и соцсеть Facebook, работники которой отмечают, что видят влияние своего труда на жизнь 1,5 млрд пользователей сети.

Рейтинги в США

В США лучших работодателей не один десяток лет рейтингует журнал Fortune (с участием консалтинговой компании Great Place for Work Institute), а также Glassdoor. Основой для начисления рейтинга и там и там служат анонимные опросы сотрудников компаний – участников рейтинга. Сотрудники отвечают, довольны ли они системой начисления вознаграждений и компенсаций и условиями труда, доверяют ли топ-менеджменту и насколько комфортно им общаться с коллегами. При этом работодателям, вошедшим в рейтинг, предоставляются детальные результаты опросов, дабы они могли сделать выводы и понять, что именно в кадровой политике у них недостаточно эффективно. Авторы рейтингов уверяют, что звание лучшего работодателя не просто почетный титул – оно отражает более высокую управленческую эффективность компаний и, как следствие, лучшие финансовые показатели. Аналитики Glassdoor провели исследование, доказывающее опережающий рост капитализации компаний, входящих в рейтинг лучших работодателей. В частности, с 2009 по 2014 г. прирост капитализации компаний – участников рейтинга Fortune оказался выше среднего роста по компаниям из списка S&P 500 на 84,2%, а у участников рейтинга Glassdoor он оказался лучше среднего по S&P 500 на 115,5%. В свою очередь, по данным Glassdoor, 30 работодателей с наихудшими рейтингами в 2009–2014 гг. сильно отставали от рынка в целом.

Headhunter и другие

В России составлением рейтингов лучших работодателей занимаются и компании по подбору персонала, и консультанты. Самыми массовыми являются рейтинги HeadHunter, Aon Hewitt и Universum. Однако в России компании пока не видят прямой связи между званиями лучшего работодателя и финансовыми показателями. Титул лучшего работодателя, скорее, помогает компаниям укреплять дух сотрудников и повысить их производительность без вложения денег в материальную мотивацию, говорит Нина Осовицкая, составитель рейтинга работодателей России компании HeadHunter. Кроме того, добавляет эксперт, высокое место в рейтинге – это еще и способ привлечь за небольшие деньги лучших кандидатов с рынка труда.

Глазами участника

По словам Харийса Чика, гендиректора строительной компании «Пери» (которая вошла в десятку лучших работодателей России в 2015 г. по версии Aon Hewitt), именно участие в рейтинге позволило компании выявить, что ее сотрудники не всегда понимают связь между результатами работы и своим бонусом и что им не хватает обратной связи от менеджеров среднего звена.

В рейтинге HeadHunter могут участвовать компании с численностью персонала от 100 человек. В нем учитываются оценки работодателей соискателями (40% рейтинга), результаты опроса сотрудников (40%) и HR-специалистов компании (20%). По словам Осовицкой, в 2015 г. HeadHunter получила 900 заявок от компаний. «Нас иногда спрашивают, почему в рейтинге рядом с такими известными брендами, как Microsoft или «ВТБ 24», вдруг появляются небольшие и не слишком известные компании типа риэлторской компании «Этажи» или IT-компании «СКБ-контур». Мы объясняем, что у нас бесплатный рейтинг, в котором могут участвовать все компании, работающие на российском рынке, и их положение в рейтинге зависит от объективных данных анкетирования», – рассказывает Осовицкая.

Гибридный метод

В России есть и рейтинги, которые, как утверждают их исполнители, базируются на международных методиках, например рейтинг Aon Hewitt. Эта компания уже более 10 лет проводит по всему миру исследование Best Employers Study. Российский рынок она изучает с 2006 г., и продвижением рейтинга занимается консалтинговая компания Axes Management. По словам Ольги Малининой, руководителя исследования в России, заявки на участие в исследовании в 2015 г. подали 50 компаний, из которых 10 получили международные сертификаты лучшего работодателя. Методология Aon Hewitt включает опрос работников (не менее 30% штата), опрос группы руководителей и анкету HR-аудита. При составлении списка лучших работодателей принимаются во внимание только те компании, которые заполнят все три опросника. Опросник для работников насчитывает 80 вопросов, касающихся работы, карьеры, вознаграждения, деятельности компании, качества жизни работника. Правда, результаты этого масштабного исследования – не рейтинговая таблица. На российском сайте компании указаны лишь имена лучших 10 работодателей без подробной информации о том, как именно они этот титул получили и в чем оказались лучше других компаний. «В России мало публичных компаний. Поэтому мало кто готов поместить в публичное пространство всю информацию о своих внутренних процессах», – замечает Марина Тарнопольская, управляющий партнер хедхантинговой компании «Агентство Контакт». Она говорит, что в большинстве случаев компании, нуждающиеся во внутреннем HR-аудите, заказывают этот аудит у кадровых и консалтинговых компаний, а не участвуют в рейтингах. Все это делается в закрытом режиме. «У нас компании не слишком доверяют друг другу. Они боятся раскрывать свои внутренние методики, чтобы конкуренты не украли их рецепт», – добавляет к этому Осовицкая.

Работодатель глазами кандидата

Закрытость рынка приводит к тому, что большинство российских рейтингов лучших работодателей составляется на основе опроса кандидатов или студентов, т. е. потенциальных, а не нынешних работников компаний, говорят эксперты. Так, например, компания Future Today составляет рейтинг лучших работодателей для студентов Москвы, Петербурга и Екатеринбурга. «Чаще всего молодежь называет такие известные бренды, как «Газпром» или «Лукойл». Мы даже не включаем в список небольшие неизвестные компании, потому что никто не будет за них голосовать», – говорит Денис Каминский, партнер и основатель Future Today. По его словам, рейтинг помогает студентам определиться, куда они пойдут работать, а компаниям – понять, в каких вузах они лучше ведут работу с молодежью, а в каких – хуже. «Наш рейтинг носит скорее рекламный и информационный характер», – поясняет Каминский. Впрочем, говорит он, большинство российских рейтингов носят именно такой информационный характер. В таком подходе к рейтингам есть свой смысл, считает Марина Карбан, директор департамента корпоративных программ бизнес-школы «Сколково». «У нас в компаниях большой кадровый голод, из-за демографической дыры не хватает молодежи. Поэтому компаниям нужно привлечь лучшие молодые кадры с рынка», – говорит она. Карбан считает, что со временем компании будут уделять больше внимания формированию своего позитивного имиджа не только среди соискателей, но и среди существующих сотрудников. Пока рынок до этого не дорос, говорит эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать