Статья опубликована в № 4199 от 09.11.2016 под заголовком: Ликбез для мелких экспортеров

Государство научит малый бизнес экспорту

Потому что ему катастрофически не хватает опыта внешней торговли
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Сервис сухих мобильных автомоек Fast & Shine работает в Китае с марта 2015 г. Но за 1,5 года работы компании не удалось договориться с самой популярной в Китае платежной системой WeChat об интеграции, рассказывает гендиректор Fast & Shine Аркадий Хохлов. Предприниматели не смогли подготовить документы для регистрации в системе на китайском языке. Из-за того что Fast & Shine не удалось подключиться к WeChat, она теряет минимум 20% выручки. По словам Хохлова, клиентам приходится оплачивать мойку автомобилей наличными, а мойщики Fast & Shine присваивают часть выручки.

Уровень грамотности малых и средний предпринимателей, стремящихся поставлять продукцию на зарубежные рынки или создавать за границей филиал, представительство либо местную компанию, остается низким. Бизнесмены без опыта работы за границей могут с нуля попытаться наладить экспорт, но они совершают ошибки и тратят много времени, а такие ошибки не каждому по карману, говорит Алиса Никитина, директор образовательного проекта «Школа экспорта» Российского экспортного центра (РЭЦ). По ее словам, малый и средний бизнес терпит убытки из-за недостатка опыта и знаний: например, предприниматели нередко знакомятся с потенциальным партнером на зарубежной выставке и не знают, что нужно каждого партнера проверять и что нельзя подписывать договор без предварительной юридической оценки. Они заключают опрометчивые сделки, поясняет Никитина.

Мало знают предприниматели и о финансировании экспортной деятельности. «Малый и средний бизнес не понимает, как просить кредит у банка. Предприниматели не считают экономику экспортного проекта, не задумываются, как формируется стоимость их продукции, не могут обосновать стоимость, не умеют оформить пакет документов, чтобы подать его в кредитную организацию», – поясняет Никитина.

Около нуля

0,28% российских малых и средних предприятий занимаются экспортом, по данным Минэкономразвития, и они обеспечивают около 6% российского экспорта в совокупности

Анна Нестерова, основатель компании Global Rus Trade, соглашается: представление о том, как организовать внешнеторговую деятельность, и штат нужных специалистов (по валютному контролю, юридическому сопровождению международных контрактов, растаможиванию и т. п.) есть только у крупных компаний, а малые предприниматели мало что знают.

Государство само взялось ликвидировать дефицит знаний о внешней торговле у малых и средних предпринимателей. В РЭЦе уже появились курсы повышения квалификации «Организация экспортной деятельности предприятия». Бизнесменов учат выстраивать экспорт с нуля: объясняют, как искать надежного иностранного партнера, выбирать рынок сбыта, рассказывают о тонкостях сертификации, экспортном контроле, специфике работы таможни, налоговом законодательстве и онлайн-торговле, говорит Никитина. По ее словам, программа состоит из 10 курсов. Примерно половина времени посвящена теории, остальные часы – практические занятия (разбор конкретных кейсов). Предприниматели могут повышать квалификацию очно и дистанционно. Очный курс длится 95 часов, а дистанционный – 54 часа.

Лекции в «Школе экспорта» читают преподаватели МГИМО, Высшей школы экономики, Российской академии внешней торговли, РЭУ им. Плеханова. По словам Никитиной, РЭЦ сотрудничает с экспертами и преподавателями, у которых есть опыт работы в компаниях, занимающихся экспортом, а также пригласил экспертов из государственных организаций, связанных с поставками товаров на зарубежные рынки, например из Центра поддержки экспорта Красноярского края и Торгово-промышленной палаты России. Например, финансовый блок читают специалисты из Внешэкономбанка и Росэксимбанка. Также РЭЦ подготовил 38 тренеров из регионов. Они уже будут учить предпринимателей в регионах.

Учиться экспортным тонкостям имеют право только гендиректора и руководители направлений, у которых есть высшее образование, при условии, что их компания имеет выручку и прибыль, а не является пустышкой. По словам Никитиной, учиться могут предприниматели из любой компании, кроме тех, что работают в сырьевом секторе. По ее данным, курсы экспортного ликбеза уже окончили 640 предпринимателей, а до конца года их количество вырастет до 700. Среди выпускников курсов – производители удобрений, продуктов питания (в основном растительных масел и специй), основатели и менеджеры сельскохозяйственных компаний.

Представитель РЭЦа пояснила, что курсы пока работают в тестовом режиме. В 2018 г. обучение станет платным. Затраты на «Школу экспорта» Никитина раскрыть отказалась. По оценкам Нестеровой, расходы на подобную программу составляют около 30 млн руб. в год. «Это небольшие затраты, а экономический эффект, если предпринимателей обучат правильным вещам, будет колоссальный», – говорит Нестерова. Однако знания о внешней торговле тоже не гарантия успеха. У малого и среднего бизнеса системные проблемы с выходом за рубеж, считает Алексей Каневский, руководитель комитета по экономике московского отделения «Опоры России». Зарубежные рынки заняты и малому предприятию найти клиентов за рубежом почти нереально, говорит он. Надо на государственном уровне помогать малым экспортерам с поиском каналов сбыта, поясняет эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more