Компании с долгосрочными стратегиями поощряют инновации и увеличивают прибыль
Однако попутно растут их расходы на новые разработки
На каких целях в первую очередь должны концентрироваться руководители – на краткосрочных или долгосрочных? Недавнее исследование показало, что лидеры, не желающие смотреть вдаль, часто вредят своему бизнесу. Они препятствуют инвестициям в инновации и рискованные проекты. Более того, авторы работы утверждают, что переключение на долгосрочное планирование может в течение двух лет улучшить доходность активов, выручку от основной деятельности и темпы роста продаж. Когда руководитель ориентируется на долгосрочные перспективы, он поощряет инновации и повышает рыночную стоимость компании, считают Кэролайн Фламмер из Questrom School of Business Университета Бостона и Пратима Бансал из Ivey Business School Университета Западного Онтарио.
Среди топ-менеджеров, отдавших предпочтение долгосрочной стратегии, самой яркой фигурой считается генеральный директор PepsiCo Индра Нуйи. Она пришла на должность руководителя компании в 2006 г. и объявила здоровое питание одним из основных источников будущего роста ее бизнеса. Нуйи значительно увеличила расходы PepsiCo на исследования и разработки и пообещала к 2025 г. превратить производителя сладкой газировки в компанию, где темпы роста продаж продуктов и напитков для здорового образа жизни превзойдут темпы роста продаж остальных производимых ею продуктов.
Выгодное предложение
Исследователи решили проверить, действительно ли ориентированные на долгосрочную перспективу менеджеры работают эффективнее. Они рассмотрели 808 предложений акционеров о введении долгосрочных программ стимулирования и поощрения менеджмента, которые были сделаны в период с 1997 по 2012 г., и проанализировали показатели компаний, где эти предложения были приняты с небольшим перевесом голосов. Пакеты компенсаций топ-менеджеров включали акции компаний, опционы на их покупку и долгосрочные программы поощрений. Исследователи оценивали, какое влияние на компанию оказали одобренные акционерами изменения в первый год после их внесения, год спустя и три года спустя.
Фламмер и Бансал выбирали для исследования только топ-менеджеров, твердо решивших составлять планы на долгосрочную перспективу. Исследователи сосредоточились на директорах компаний, которые не обязательно ожидали перемен в пакете своих компенсаций, но готовы были изменить стратегию компании с краткосрочной на долгосрочную. Они выяснили, что после внедрения программы изменений компании стали активнее стимулировать инновации и охотнее участвовать в ориентированных на будущее рискованных проектах. В частности, они увеличили расходы на исследования и разработки, что привело к росту числа полученных ими патентов.
Фламмер, однако, предупреждает, что выводы исследования могут быть неверными в отношении небольших публичных компаний и компаний, у которых отсутствуют акционеры-активисты, потому что ученые эти компании не исследовали. Но и таким компаниям, уверена она, будет полезно почитать исследование. Может быть, это изменит их взгляд на плюсы и минусы краткосрочного и долгосрочного планирования.
Перевела Надежда Беличенко