Статья опубликована в № 4249 от 26.01.2017 под заголовком: Alibaba научит иностранцев

Alibaba научит иностранцев китайской деловой культуре

Онлайн-ритейлер начал необычную программу стажировок для сотрудников

С тех пор как Мэтт Шофнос в октябре 2016 г. приехал в Китай из США по приглашению Alibaba Group Holding, он повысил уровень владения китайским языком, помог одному американскому ритейлеру определить целевую аудиторию в КНР и примерил костюм Капитана Америки для встречи с руководством компании. Шофнос – один из 32 молодых сотрудников подразделений Alibaba по всему миру, приглашенных на годовую стажировку в Китай, где они должны погрузиться в языковую, деловую и культурную среду. Менеджмент Alibaba рассчитывает, что эта программа позволит подготовить молодых лидеров, которые приблизят компанию к намеченной цели – в следующем десятилетии зарабатывать за пределами КНР не менее 40% своей выручки.

Китайские компании стремятся нарастить зарубежное присутствие и хотят воспитать подходящих сотрудников. «Стать глобальным – теперь почти расхожее выражение для китайского бизнеса», – говорит партнер Aon Hewitt в КНР Одри Виджаджа.

Программа стажировок Alibaba рассчитана как минимум на 10 лет, в ней смогут участвовать до 100 человек в год. Ее участниками будут новые сотрудники компании, преимущественно выпускники бизнес-школ или молодые специалисты, проработавшие несколько лет в сфере маркетинга или технологий. По данным Alibaba, заявки в первый набор подали более 3000 человек. Финалисты прошли серию собеседований, в том числе в штаб-квартире компании в Ханчжоу. Участники программы отработают по полгода в двух разных подразделениях Alibaba, например в Tmall Global. Кроме того, у них будут учебные занятия по культуре, политике и экономике Китая. Наконец, они будут ездить по стране, посетят села и увидят, как электронная торговля меняет местную экономику.

Расширяют присутствие

$146 млрд составили прямые зарубежные инвестиции КНР за первые 10 месяцев 2016 г., по официальным данным. Это на 53,3% больше, чем за аналогичный период предшествующего года

Участникам стажировки придется научиться ориентироваться в повседневной жизни – разобраться, как снять жилье, как доехать до работы, заказать такси, а также изучить продукты Alibaba, многие из которых работают только на китайском языке. Опытные сотрудники Alibaba встречали новичков в аэропорту и помогали установить на смартфоны полезные для повседневной жизни в Китае приложения.

«Новая информация обрушивается, как струя из пожарного брандспойта и торнадо одновременно», – говорит руководитель программы Брайан Вон, вице-президент Alibaba, получивший степень MBA в бизнес-школе Wharton.

Участница программы стажировки Анна Ким должна была присутствовать на ежегодном собрании в Ant Financial Services Group, одной из дочерних компаний Alibaba. Ким ожидала обычного совещания с чтением графиков со страниц презентации в PowerPoint, а оказалась на многолюдной вечеринке на стадионе. «Я никогда не знаю, какой еще сюрприз может меня ждать», – говорит она. Осенью 2017 г. первые выпускники программы должны будут вернуться в офисы Alibaba в Нью-Йорке, Париже и других городах.

Глобальная экспансия китайских компаний часто буксует, говорит Мэри Тигарден, профессор Thunderbird School of Global Management. Она отмечает, что некоторые компании направили в зарубежные представительства плохо подходящих для этого сотрудников. Программа стажировок Alibaba могла бы стать образцом для других компаний из КНР, говорит Тигарден.

Перевела Надежда Беличенко

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать