Почему слова топ-менеджеров расходятся с поступками

На встречах с аналитиками они излучают оптимизм – а потом продают свои акции
По мнению исследователей, телеконференции не являются односторонней передачей информации, в процессе общения топ-менеджеры узнают, что думают о компании аналитики/ Seth Wenig/ AP

Сделки топ-менеджеров компании по покупке или продаже ее акций постоянно противоречат тону, выбранному ими ранее во время телеконференций с аналитиками, показало недавнее исследование.

Генеральный директор, излучающий оптимизм во время конференции, в течение нескольких недель после нее продает свои акции. А менеджер, выбирающий более сдержанный тон, часто впоследствии покупает бумаги компании, выяснил адъюнкт-профессор Lehigh University Маккей Прайс и его соавторы Джеймс Сайкон из Университета Центрального Миссури и Су Ли из Университета Гонконга. Исследователи также проанализировали тон аналитиков, которым они задавали вопросы топ-менеджерам, и выяснили, что менеджеры корректировали стратегию сделок с акциями, если настроение аналитиков значительно отличалось от их собственного. Например, если аналитики выражали значительно больший пессимизм, чем топ-менеджеры, те впоследствии продавали больше акций, чем если бы такой разницы не было. Напротив, если аналитики были настроены более оптимистично, чем директора, последние покупали больше бумаг.

По мнению исследователей, это говорит о том, что телеконференции не являются односторонней передачей информации от менеджмента аналитикам. В процессе общения топ-менеджеры узнают, что думают о компании аналитики, и соответствующим образом корректируют стратегию сделок с собственными акциями.

Авторы исследования использовали списки слов и выражений, которые лингвисты характеризуют как позитивные или негативные, и с помощью компьютерного алгоритма определили наличие этих слов и выражений в записях 65 000 телеконференций с 2001 по 2012 г.

Следи за выражениями

Позитивные: достижение, надежный, отличительные особенности, доверенный, получать удовольствие, отдавать должное, новатор, вдохновение, профессиональный опыт, решение, разносторонний.
Негативные: обвинения, нападки, споры, лишение права пользования, неэффективность, признанный недействительным, откат, небрежность, опровержение, непоставленный, приговор.

Позитивными, например, считались такие слова, как «возможность» и «одобрение». «Неспособность», «никто» и «никогда» были отнесены к негативным. Выражение «всегда оказывалось правильным» было отнесено к позитивным, а «слишком сильно» и «никогда не было правильным» – к негативным. Исследователи измеряли степень оптимизма или пессимизма для каждого звонка аналитика, а затем смотрели, какие сделки с акциями совершали топ-менеджеры в течение месяца после него.

По мнению авторов работы, стратегия топ-менеджеров может отражать их убеждение, что рынок переоценивает тон телеконференций: оптимизм толкает котировки выше фундаментальной стоимости акций и наоборот.

Пессимизм аналитика может повлиять на котировки еще в большей степени, чем пессимизм генерального директора. Таким образом, директора корректируют стратегию сделок, если слышат очень негативные отзывы аналитиков, которые, по их мнению, могут обрушить цену акций, говорит профессор Сайкон.

Не зная цен покупки и продажи акций в каждом случае, исследователи не смогли установить, сколько заработали топ-менеджеры на таких сделках. Однако анализ котировок непосредственно до и сразу после конференций с аналитиками показывает, что директора могли получить «аномальную доходность», говорит профессор Прайс.

Перевела Надежда Беличенко