Статья опубликована в № 4329 от 26.05.2017 под заголовком: Деловитое блеяние

Как ростовский строитель стал производить козье молоко

«Бабушкин» продукт быстро попал на полки федеральных сетей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Дважды разворачивал Юрий Панченко свою жизнь: в начале 2000-х гг. из системного администратора ростовской Федеральной службы по финансовым рынкам он превратился в строителя, а три года назад решил заняться козами. Сейчас у бывшего айтишника и строителя 150 коз, и они дают 6 т молока в месяц. В 2014 г. выручка Панченко была всего 680 000 руб., за четыре месяца 2017 г. – уже 2,3 млн руб.

Исполнительный директор Союзмолока Артем Белов говорит, что козьего молока в стране производится примерно 1% от всего товарного молока, это нишевой продукт. Но перспективный – сегмент козьего молока растет на 15–20% в год, прежде всего потому, что оно идет на производство козьих сыров.

Из строителя – в козоводы

Будучи строителем, Панченко занимался гидроизоляцией и ремонтом бетона, но после кризиса 2008 г. дела пошли плохо. В 2012 г. бизнес он продал и решил вообще порвать со строительством.

Больше года Панченко искал, куда бы вложить заработанные на стройке деньги. «Хотел найти продукт, который был бы рыночным. Пусть потребитель голосует своим рублем, а мне не надо будет зависеть от конкретного чиновника и результатов тендера», – объясняет он.

Бизнесу помогла частная жизнь. В 2013 г. у Панченко родилась дочь. Когда пришло время вводить прикорм, оказалось, что ребенок лучше всего переносит смеси на козьем молоке. Бегая по магазинам, молодой папа неожиданно выяснил, что в рознице продается только ультрапастеризованное козье молоко со сроком годности полгода. А пастеризованного, с коротким сроком хранения, в ростовских магазинах нет, его можно купить только на рынке у бабушек – без всякой тепловой обработки.

«В тот момент меня осенило: ну кто-то ведь, глядя так же на бабушек с жареными семечками, додумался их пакетировать и сделать на этом бизнес! Почему бы не поставить натуральное козье молоко на полки магазинов?» – вспоминает предприниматель.

Узкий рынок

100 козьих ферм разной степени успешности работают сейчас в России. Их поголовье варьируется от 50 до нескольких тысяч коз. Общее же поголовье коз в России – около 2 млн, оценивают в Руспродсоюзе. По их данным, емкость отечественного рынка козьего молока составляет около 900 т в год

Панченко съездил в Москву на аграрную выставку, изучил представленное на ней импортное оборудование для козьей фермы, познакомился с фермером из Подмосковья и написал бизнес-план.

Арендовать землю оказалось просто. В первом же районе Ростовской области, куда он попал с целью узнать о земле, Родионово-Несветайском, ему предложили на выбор несколько заброшенных коровников для фермы и обещали дать в аренду 160 га для пастбища и кормовой базы. После знакомства с заводчиком коз породы ламанча Панченко решил, какое стадо будет покупать и как назовет свою торговую марку.

Фермерам, как правило, выгодно разводить коз зааненской породы, у них большой удой. Но козье молоко в большинстве случаев может неприятно пахнуть, говорят в Руспродсоюзе. Молоко же ламанчи отличается от молока других пород отсутствием специфического запаха, утверждает Панченко. Правда, «за это» у ламанчи низкая продуктивность: коза дает мало молока. Решить проблему Панченко попросил ученых Донского госуниверситета, и они помогли: изменили рацион питания коз и организовали на ферме выгульный дворик – в закрытом помещении у козы надой меньше. Сейчас Панченко получает в среднем от одной козы 2 л в сутки, и это процентов на 10 выше, чем было первоначально.

Строительный бизнес он продал за 10 млн руб., которые и пустил в козье дело. На аренду фермы (с правом выкупа) фермер потратил 50 000 руб. за год, пастбище районные власти предоставили Панченко за 200 000 руб. в год. Первые 60 голов ламанчи обошлись почти в 1 млн руб. В закупку оборудования для фермы (доильный зал, агрегат для пастеризации, автомобиль-рефрижератор) он вложил около 3 млн руб.

Выход в сети

В мае 2014 г. Панченко пастеризовал на продажу первое молоко. Сначала он развозил его сам: разливал в бутылки и предлагал купить всем попавшимся магазинам. Набралось 50 торговых точек, а за счет объявлений в интернете появились и частные клиенты, которым молоко доставлялось на дом.

Гендиректор сети магазинов детского питания «Смайлик» Евгений Смиркин работает с Панченко два года. Он рассказывает, что ввести в ассортимент козье молоко попросили покупатели. Он стал искать поставщика и выяснил, что, кроме Панченко, в Ростовской области никто не поставляет пастеризованное козье молоко быстро и по приемлемой цене. Пол-литровая бутылка козьего молока «Ламанча» стоит 100–110 руб., а продукция конкурентов из Санкт-Петербурга дороже на 30–50%. По оценке Руспродсоюза, средняя цена 1 л козьего молока в России варьируется от 250 до 300 руб.

Спустя год работы фермеру позвонили из «Ленты» – так родился первый прямой контракт с федеральной розничной сетью. Следом сами нашли фермера и другие сети – «Ашан», «Метро», «О’кей», «Магнит». В «Ленте» и «Ашане» подтвердили, что работают в Южном федеральном округе с Панченко – поставки невелики, но у козьего молока есть свой постоянный потребитель.

На развитие бизнеса Панченко вместо запланированных 10 млн руб. потратил 30 млн руб. 10,4 млн пошло на закупку оборудования, в 6 млн обошлось стадо, остальные 13 с лишним миллионов Панченко потратил на ремонт фермы и текущие расходы. Чтобы собрать эти деньги, он продал квартиру в Ростове и купил старый домик в Родионовке, пересел с BMW на «Ниву» и взял три кредита: 1,6 млн, 0,8 млн и 3 млн руб. Кроме того, Панченко воспользовался субсидиями и получил грант по линии Минсельхоза.

Но на точку безубыточности Панченко вышел только в феврале 2017 г.

Деньги государства

Производство росло медленно – товар нишевой, а его продвижением на рынок никто не занимался. Кроме того, не учел Панченко, что в сельском хозяйстве присутствует сезонность: зимой коза дает мало молока, а за электроэнергию, корма, людям за работу надо платить даже больше, чем летом, около 500 000 руб. в месяц.

Отчасти помогли федеральные средства – грант на развитие семейной фермы в 10 млн руб. Повезло Панченко и в том, что в прошлом году Ростовской области была выделена рекордная сумма на гранты и конкурса среди сельхозпроизводителей за федеральные деньги практически не было.

Нет стандартов

В России производители козьего молока сталкиваются с нормативно-правовыми трудностями: молочная коза не относится к молочным животным, поэтому «молочные» преференции на нее не распространяются, говорит исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Кроме того, в России не производится детское питание из козьего молока, а продается только само козье молоко, отсутствуют рецептуры и нормативы по его использованию.

В Минсельхозе рассказали, что в 2016 г. Ростовской области было выделено 433,2 млн руб. (235% к уровню 2015 г.). А всего за 2012–2016 гг. власти предоставили гранты 432 ростовским фермерам на сумму более 1 млрд руб.: их получили 363 начинающих фермера, 69 семейных животноводческих ферм. Средний размер гранта составил 8 млн руб.

Сейчас, по словам Вячеслава Телегина, председателя совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, ситуация изменилась и конкурс среди семейных ферм – 8–10 заявок на один грант.

За три года существования фермерского хозяйства Панченко помимо гранта получил от государства чуть менее 1,5 млн руб. субсидий на покупку коз и оборудования. Минсельхоз компенсировал фермеру 20–30% суммы, потраченной на эти цели. Итого помощь государства составила 11,5 млн руб.

Йогурт и сыры

На грантовые деньги Панченко купил немецкий погрузчик, уже увеличил поголовье и планирует к 150 докупить сначала еще 60 коз, а позже довести стадо до 400 голов. Главным приобретением фермера стал мини-молокозавод стоимостью около 4 млн руб., способный переработать 800 л в сутки, – такова, по идее Панченко, проектная мощность его фермы.

Фермер планирует производить йогурт и другую кисломолочную продукцию, а впоследствии и сыры.

Белов подтверждает: контрсанкции убрали с российских прилавков импортные козьи сыры и их стало выгодно производить в России. Это, правда, непросто – может уйти не год и не два, чтобы добиться необходимого качества, заключает Панченко.

Читать ещё
Preloader more