Статья опубликована в № 4389 от 21.08.2017 под заголовком: Бухучет полезен для карьеры

Как нефинансисту быстро разобраться в финансовых показателях

Эти знания повысят шансы продвинуться по службе – чем бы сотрудник ни занимался
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Даже если ваша ежедневная работа не требует от вас знания финансовых тонкостей, чем лучше вы в них разбираетесь, тем устойчивей ваше материальное положение, считает Ричард Рубек, профессор Гарвардской школы бизнеса. В конечном счете, если вы пытаетесь продать продукт или стратегию, вам необходимо обосновать не только их практичность, но и высокую рентабельность. «Люди, принимающие решения, захотят увидеть простую модель, в которой будут отражены доходы, расходы, в том числе накладные, а также порядок движения денежных средств, – говорит Рубек. – Им необходимо понять, чем хороша ваша идея». Джо Найт, партнер и старший консультант Института деловой грамотности, считает, что недостаточная подкованность в финансовых вопросах «препятствует карьере». Вот несколько советов, которые помогут повысить финансовую грамотность.

Освойте язык

Никакого волшебства в финансах нет, а вот непонятных слов хоть отбавляй. Терминологию можно выучить разными способами, было бы желание. Если в вашей компании проводятся тренинги по финансам, обязательно их пройдите. Если же такой возможности у вас нет, запишитесь на аналогичный курс в каком-нибудь образовательном учреждении или интернете. Самые важные понятия, которые необходимо выучить, – как рассчитывать рентабельность, EBITDA, операционную прибыль, выручку и расходы.

Возьмитесь за отчеты

Затем, по мнению Найта, необходимо вникнуть в финансовые отчеты компании. «Ознакомьтесь с балансовым отчетом и проведите его комплексную проверку для того, чтобы понять, как он составлен», – говорит он. Рубек считает, что во время обучения лучше всего записывать финансовые показатели и группировать их по категориям. Так вы поймете, сколько денег тратит ваша компания и на чем она их зарабатывает. Переведите финансовые показатели в проценты, тогда распределение доходов и расходов будет более наглядным.

Сосредоточьтесь на ключевых показателях

Необходимо разобраться в ключевых показателях, по которым оценивается эффективность вашей компании. По мнению Найта, ваша цель – выяснить, как именно прибыль и убытки соотносятся между собой и как эта взаимосвязь сказывается на результатах деятельности компании с течением времени. «Большинство компаний следят как минимум за четырьмя коэффициентами: рентабельностью, долей заемных средств, ликвидностью и операционной эффективностью», – говорит он.

Займитесь расчетами

Затем попробуйте поэкспериментировать со сценариями «А что, если...», предлагает Рубек: «А что, если цены будут ниже? А что, если расходы будут увеличиваться или сокращаться?» Цель – понять, как функционируют модели, и разобраться в тех гипотезах, которые они позволяют вам сделать, объясняет эксперт. Когда у вас на самом деле возникнет необходимость проанализировать последствия какого-то шага – к примеру, решить начать выпуск нового продукта или нет, закрыть завод или нет, – вы будете располагать подходящими инструментами.

Найдите наставника

Найт считает, что общение со старшим финансовым или операционным менеджером, который может в частном порядке ответить на ваши вопросы, также позволит вам поднатореть в финансах: «Тем, кто не силен в расчетах, всегда полезно найти наставника». Он поможет разобраться в теории и проконсультирует по решениям, которые вы намерены принять. Рубек также советует попросить коллегу о том, чтобы он «попытался воспроизвести» ваши прогнозы и модели. Скорее всего, предположения вашего наставника будут отличаться от ваших, и эти расхождения помогут вам найти приемлемый вариант.

Переведите вопрос в личную плоскость

Все еще не хватает заинтересованности, чтобы разобраться в финансах? Тогда начните относиться к развитию навыков в этой сфере так, словно «от них зависит будущее компании», предлагает Найт. «Каждый раз, когда вы получаете зарплату, прибыль компании сокращается, поэтому вам необходимо подумать о том, как ей можно помочь поддержать текущую рентабельность или повысить ее», – добавляет он. Задайтесь целью понять, как ваши ежедневные действия способствуют повышению доходов или сокращению расходов работодателя. Представьте, что вам необходимо составить свой собственный небольшой отчет о прибыли и убытках, спросите себя, какую пользу вы приносите компании, поясняет эксперт.

Пример первый

Ларри Данивэн, директор по доходам (chief revenue officer) в компании Ceridian, на заре карьеры работал менеджером по продукту в компании, выпускающей программное обеспечение. Будучи студентом программы MBA школы менеджмента им. Келлога при Северо-Западном университете, он посещал базовые курсы по финансам, и его навыков было достаточно, чтобы успешно справляться с работой.

Основные принципы

Следует
записаться на курсы и выучить базовые финансовые понятия и термины;
изучать квартальные отчеты вашей компании, чтобы понять, за счет чего она получает прибыль;
экспериментировать с расчетами из ее отчета и отработкой сценариев из разряда «А что, если...».
Не следует
загонять себя в угол – в расчетах для бизнеса нет ничего сложного;
полагаться только на себя. Найдите опытного операционного или финансового менеджера, который сможет ответить на ваши вопросы;
недооценивать важность компетентности в финансовых вопросах для карьерного роста.

Однако когда Данивэн занял должность специалиста по вопросам слияний и поглощений, он понял, что она ему не по плечу. «Вдруг выяснилось, что я должен был разбираться в таких понятиях, как EBITDA, а также знать, как высчитывается стоимость предприятия, – говорит Данивэн. – Помнится, я все думал о том, как бы не опозориться на совещаниях».

К счастью, Ларри был в хороших отношениях со своим коллегой Риком из финансового отдела. Работа Рика заключалась в построении финансовых моделей, на основании которых принимались стратегические решения о возможном слиянии и поглощении. Он всегда был готов поделиться с Ларри подробностями. «Я просил Рика рассказывать мне о наиболее важных переменных и затем проверял с их помощью различные гипотезы, – говорит он. – Я все еще не знал, как модель рассчитывалась, однако я разобрался, какие гипотезы она позволяет сделать».

«Плодотворное партнерство с коллегой, который хорошо разбирается в финансовых вопросах, откроет широкие карьерные перспективы», – считает Данивэн.

Пример второй

Когда Джеймс Пипер, главный бухгалтер TransUnion, в 2014 г. пришел туда, она принадлежала группе компаний прямых инвестиций. «Мне пришлось разобраться в том, какие финансовые показатели компании имеют для нее ключевое значение и почему именно они важны», – вспоминает Пипер.

Он самостоятельно обработал множество данных. «К счастью, мне по должности полагается знать каждую цифру в отчете, поэтому засучив рукава я взялся за его повторное составление в таблице Excel, – поясняет Пипер. – У меня ушло некоторое время на то, чтобы проверить показатели и убедиться в том, что они не взяты с потолка».

Он также обратился за советом к своему коллеге из отдела бухгалтерии. «Он уже работал в компании какое-то время и помог мне вникнуть в подробности расчетов», – говорит Пипер.

В 2015 г. TransUnion стала публичной компанией. Чтобы улучшить свои знания о финансах публичных компаний, Пипер внимательно изучил финансовые отчеты 25 ближайших конкурентов. «Я сделал это, чтобы понять, как они структурируют публикуемые ими данные о доходах и какие показатели являются для них основными», – объясняет Пипер. Он часто проводит корпоративные тренинги по финансам для своих сотрудников. Пипер говорит, что тренинги помогают сотрудникам понять, как их работа вписывается в общую картину финансов TransUnion.

Оригинал статьи – http://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lich...

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more