Как заработать миллионы на выключателях света и дверных звонках

Почему стартапы снова стремятся в сектор устройств для умного дома
Обычный выключатель света – одна из простейших технологий, и для большинства людей она удобна и без WiFi или Bluetooth/ August Home

Компании из Кремниевой долины радикально преобразили множество рынков - от музыкального и книжного до рынков смартфонов и такси. Новый стартап Noon Home намерен изменить такой прозаический предмет, как выключатель света. Компания из Купертино разработала настраиваемую систему освещения стоимостью $400, в которой можно использовать имеющиеся лампы и патроны, и уже привлекла $50 млн. Некоторые ее инвесторы ранее финансировали Nest - производителя умных термостатов и камер.

Компания Noon использует платформу Alexa от Amazon для управления своей умной системой освещения. В систему входят дисплей на органических светодиодах (такая же технология сенсорного экрана используется в новом iPhone X) и алгоритмы настройки ламп для получения «многоуровневого освещения» с возможностью выбора вариантов включения для разных ситуаций и настроения.

Продукт Noon только-только поступил в продажу, и успехи компании в привлечении денег инвесторов на самом старте указывают на то, что в Кремниевой долине вновь появляется интерес к умному дому.

Колонки помогли

Когда-то концепция наделения бытовых приборов интеллектом с помощью облачных технологий быстро прошла весь цикл развития - от изначального ажиотажа до устойчивого спада интереса. После того как Google выкупила Nest за $3,2 млрд в 2014 г., появилось множество идей умных приспособлений для дома - от противопожарных сигнализаций до зубных щеток. Однако многие из них канули в Лету, и до недавнего времени казалось, что и сама Nest теряет былые темпы развития после ухода из компании ее сооснователя Тони Фаделла.

Пятикратный рост

По прогнозам IHS Markit, североамериканский рынок домашней техники, подключаемой к сети, в 2017 г. достигнет $7 млрд, а к 2021 г. - $35 млрд.

Новый всплеск энтузиазма объясняется ростом популярности умных колонок, таких как Echo от Amazon или Google Home. Они облегчают организацию центра управления, команды ему можно отдавать просто голосом. «Echo является главным катализатором. Вопрос только в том, какие новые продукты теперь начнут появляться и какие действительно приживутся», - говорит аналитик Creative Strategies Бен Баджарин.

Скучные продукты

$50 млн, которые привлекла Noon, довольно много для компании, товар которой только что появился на полках американских магазинов. Однако поклонники стартапа считают, что эта сумма отражает капитальные затраты на создание высококачественного потребительского товара, а также соответствует возможным будущим масштабам бизнеса: в США ежегодно продаются около 144 млн выключателей для дома, говорит генеральный директор Noon Эрик Чарлтон.

«Это один из нелюбимых продуктов, на которые все смотрят сквозь пальцы, у которых довольно скучные производители, не обращающие внимания на потребности рынка. Между тем вы прикасаетесь к выключателю минимум 10 раз в день. Единственный продукт, с которым вы контактируете чаще, - это ваш смартфон», - говорит Роб Конибир, партнер Shasta Ventures, одного из первых инвесторов Noon.

Обычный выключатель света - одна из простейших технологий, используемых в доме, и для большинства людей она удобна и без WiFi или Bluetooth. И многие считают, что выключатель не нуждается в усовершенствовании. Конибир, ранее финансировавший Nest, напоминает, что такими же аргументами когда-то встречали появление умных термостатов. Сейчас же продаются миллионы таких устройств, а технология программирования устройств со смартфона прибора вместе со способностью устройств запоминать привычки хозяина стали ключевыми особенностями интернета вещей.

Коварный сектор

Усовершенствование уже существующего домашнего устройства перспективно с точки зрения продаж, тем не менее мелкие производители очень рискуют. Капитальные затраты очень велики, и среди конкурентов в любой момент могут оказаться Amazon или Google, ресурсы которых могут показаться неисчерпаемыми. «Это очень и очень сложное поле деятельности для стартапов. Продукт должен быть доведен до совершенства», - говорит Конибир.

Однако рынок очень фрагментирован, указывает аналитик IHS Markit Блейк Козак: «В секторе устройств для умного дома очень много игроков, невероятно много. Компаниям придется проявлять изобретательность, чтобы захватить и удержать долю этого рынка».

На общем фоне выделяется компания Ring из Лос-Анджелеса, производящая дверные звонки с камерами и функцией открывания входной двери со смартфона. У компании свыше 1 млн клиентов, она привлекла более $200 млн средств венчурных инвесторов, среди которых Kleiner Perkins Caufield and Byers и Draper Fisher Jurvetson. «Умный дом становится реальностью. Чему не бывать - так это появлению 15 новых крупных компаний в этом секторе», - говорит руководитель Ring Джейми Симинофф.

Относительно малое количество историй успеха на этом рынке сдерживает венчурных инвесторов, говорит партнер SoftTech Джефф Клавьер: «Масштабы распространения устройств для умных домов очень малы. Это очень коварный сектор для инвестирования».

Умный замок

Клавьер инвестировал в компанию August, производящую умные замки, которую недавно выкупил гигант Assa Abloy. Ожидается, что в следующем году выручка August составит $60 млн. Замки August могут подключаться к смартфону владельца дома и автоматически открываться при его приближении. Дверные звонки с видеокамерами August конкурируют с продукцией Ring.

Недавно Amazon объявила о совместной с Yale разработке системы замков, которые открываются в отсутствие хозяев - например, курьерам, доставляющим заказы клиентам Amazon Prime. У August был пробный проект такого же сервиса с Walmart. Момент для покупки August был выбран правильно, считает Танасис Молокотос, руководитель бизнеса Assa Abloy в Америке. Он высоко ценит качество и технологию продукта August, но говорит, что в целом на рынке «много мусора».

Некоторые инвесторы обеспокоены тем, что многие устройства для умного дома не решают реальных проблем. «Зачем мне выключать свет через смартфон? Это усложняет мне жизнь. То, что вы в принципе можете сделать какой-то продукт, не означает, что вам нужно его делать», - говорит Клавьер.

Перевела Надежда Беличенко