Статья опубликована в № 4487 от 16.01.2018 под заголовком: Курсовые колебания

Как Минобрнауки дважды запускало онлайн-образование

Второй проект грандиознее и дороже первого. Почему?
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

В конце прошлого года Минобрнауки отчиталось о результатах первого года крупного образовательного проекта «Современная цифровая образовательная среда в России» (СЦОС), на который государство уже потратило 400 млн руб. из запланированных 1,3 млрд. Это уже вторая попытка создать общую платформу. Первая была предпринята в 2015 г., когда по инициативе министерства восемь вузов начали создавать портал «Открытое образование» – с апреля 2015 г. вложено 400 млн руб. средств вузов. К июню 2016 г. на портале зарегистрировалось 120 000 пользователей. Но уже летом 2017 г. министерство объявило конкурс на разработку СЦОС. На вопрос «Ведомостей», зачем понадобилось делать одну и ту же систему дважды, представители министерства не ответили. Портал «Открытого образования» продолжает действовать, но 247 имеющихся там курсов просто переехали на портал СЦОС. «Ведомости» выясняли, не повторит ли новый проект судьбу предшественника.

Агрегатор

Главные разработчики СЦОС – 16 вузов, получивших по конкурсу Минобрнауки гранты на 695 млн руб. Крупнейшие гранты получили ИТМО (175 млн руб. на разработку портала единого окна) и МИСиС (135 млн руб. на PR-сопровождение СЦОС), 10 вузов в совокупности получили 220 млн руб. на создание центров повышения квалификации для преподавателей.

Некоторые из исполнителей, в частности ВШЭ, ранее участвовали и в разработке «Открытого образования». Как рассказала Евгения Кулик, директор по онлайн-обучению ВШЭ, сейчас вуз разрабатывает для СЦОС систему психометрической аналитики онлайн-курсов, призванную улучшить образовательный процесс. Разработанные преподавателями ВШЭ курсы выложены на Coursera и «Открытом образовании».

Новая платформа должна объединить различных поставщиков контента: вузы, независимые онлайн-платформы и работодателей. На базе «Открытого образования», по словам участников, объединить разнородные учебные платформы невозможно технически. Новая платформа – это агрегатор, обучение, так же как и раньше, идет на разных платформах, а в едином окне собираются данные и статистика, объясняет Дмитрий Гужеля, основатель проекта «Универсариум».

В СЦОС впервые появилась добровольная экспертная оценка содержания каждого курса. Яков Сомов, директор онлайн-платформы «Лекториум», подсчитал затраты на оценку одного курса – более чем 300 000 руб. при участии трех независимых экспертов. Но он сомневается в ее целесообразности – отсев произведет рынок. У каждого заботящегося о репутации вуза и без того есть свой регламент оценки качества онлайн-курсов, подчеркнул Александр Молчанов, координатор Общественно-делового совета по приоритетным проектам России.

Работодатели и студенты

Единое окно было запущено два месяца назад и сейчас работает в тестовом режиме. На нем выложено 388 онлайн-курсов по разным дисциплинам – от русского языка, философии и математического анализа до разработки сайтов. По ним сейчас учится 460 000 человек с учетом тех, кто уже пользовался этими курсами, но на отдельных образовательных платформах, таких как Stepik, «Лекториум», «Универсариум» и проч., а потом зарегистрировался на СЦОС.

Студентов разработчики портала надеются привлечь не только большим числом курсов, но и удобными личными кабинетами. Слушатель сможет собирать результаты обучения в персональных профайлах, эти профайлы смогут просматривать потенциальные работодатели.

Разработчики СЦОС пытаются привлечь и работодателей. Сейчас работодатели могут выкладывать на портале собственные онлайн-курсы и оценивать имеющиеся (ставить оценку «рекомендовано такой-то компанией»). А в дальнейшем, обещают разработчики, работодатели смогут подбирать на платформе перспективных выпускников – будущих сотрудников. Если на платформе будет присутствовать множество разных работодателей, туда потянутся и студенты, уверен Сергей Марданов, директор направления по взаимодействию с вузами в Mail.ru. Пока активность работодателей слаба: два IT-курса для СЦОС предоставила GeekBrains University (принадлежит Mail.ru). Первичную техническую экспертизу сейчас проходит пять курсов «Яндекса», планируется добавить еще 15. Mail.ru будет создавать контент для этой платформы, если она будет широко использоваться российскими университетами, говорит Марданов.

Мало зачетов

Представитель Минобрнауки сообщил, что сейчас более 60 вузов могут видеть результаты обучения своих студентов через единое окно. Для сравнения: в стране около 1400 вузов.

По плану уже в 2017 г. более чем 20 000 студентов должны были засчитываться результаты онлайн-обучения на платформе СЦОС в тех вузах, где они учатся. Но фактические показатели намного меньше – единое окно запустилось в разгар 2017/18 учебного года, когда учебные планы уже были сформированы, объясняют представители министерства. Перезачеты онлайн-программ других вузов носят единичный характер – признание чужого курса требует экспертного сравнения программ, заседания ученого совета и личного решения руководителя вуза, объясняет представитель вуза, участвующего в разработке СЦОС.

Сотрудничество вузов в сфере онлайн-образования осложняет и нынешняя система финансирования высшего образования. Вуз получает из бюджета деньги на каждого студента, и распределения этих средств между несколькими учреждениями, тем более частными поставщиками контента, не предусмотрено; у нас человек должен прослушать и сдать все курсы в том вузе, в котором он учится, говорит Рустем Вахитов, доцент факультета философии Башкирского государственного университета.

ВШЭ, по словам Кулик, в 2017/18 учебном году использует 37 собственных онлайн-курсов, а также курсы, разработанные 45 другими университетами. По словам директора Центра дистанционного обучения ИТМО Андрея Лямина, в прошлом учебном году университет перезачел результаты чужих курсов примерно 1500 человек при общем количестве студентов в ИТМО около 11 000.

МГУ, по словам его представителя, использует только несколько курсов от СПбГУ, тогда как онлайн-курсы МГУ ежегодно проходит более 1000 студентов других вузов, которым они засчитываются как часть обязательной учебной программы. В МФТИ и МИСиСе онлайн-курсы других вузов практически не используются. «Пока мы только присматриваемся к контенту других вузов, потому что именно мы, а не они отвечаем за обучение наших студентов», – говорит проректор МФТИ по учебной работе и довузовской подготовке Артем Воронов.

Дело преподавателей

Заинтересовать студентов онлайн-обучением, если оно не обязательно для зачетов и экзаменов, сложно, сетует Вахитов. Для студента это серьезное изменение сознания и в ВШЭ, например, на эту ломку сознания ушло 2,5 года, говорит Гужеля. Заниматься этим должны преподаватели, считает Вахитов. По проекту СЦОС было создано 10 региональных центров повышения квалификации преподавателей, и, по данным министерства, в прошлом году подготовку в них прошло более 3000 педагогов. Проблема в том, что ни в одном из опрошенных «Ведомостями» вузов материальных стимулов для преподавателей, рекомендующих студентам использование онлайн-курсов, не предусмотрено – доплачивают только преподавателям, разрабатывающим курсы, за дополнительные рабочие часы.

Реализации проекта СЦОС, по мнению Вахитова, может помешать формальный подход, когда онлайн-курсы будут разрабатывать не самые авторитетные специалисты, а кто попало, лишь бы план по количеству курсов был выполнен. Университетские преподаватели, особенно старшего возраста, не понимают, зачем нужна система онлайн-образования, и поэтому не стремятся заинтересовать ею студентов, признают собеседники «Ведомостей».

Представители вузов, опрошенные «Ведомостями», едины в том, что проект носит исключительно популяризаторский характер. Внедрение дистанционных технологий в конечном счете будет зависеть от того, сумеет ли государство пересмотреть систему финансирования высшего образования, без этого «единое межвузовское окно» превратится в формальность, утверждает Сомов.

Читать ещё
Preloader more