Почему не работает программа завоза кадров на Дальний Восток

Государство сулит щедрые подъемные переселенцам, но они мало кому нужны
Варвара Гранкова

Недавно Минтруд предложил увеличить подъемные для переселенцев на Дальний Восток с 225 000 руб. до 1 млн. Речь идет о региональных программах трудовой мобильности, действующих с 2015 г. в 16 регионах с дефицитом кадров, в том числе в семи регионах Дальнего Востока. За последние 20 лет Дальневосточный округ покинуло 2 млн человек, докладывал в прошлом августе секретарь Совбеза Николай Патрушев. Нужны рабочие руки.

Субсидию не дают работнику напрямую – ее перечисляют работодателю этого сотрудника. Работодатель должен прибавить к ней еще 75 000 руб. и использовать всю сумму на переезд работника, наем жилья для него, его обучение, питание и т. д.

Но программа, как показали два года ее действия, работает плохо. В 2015–2017 гг. власти планировали перевезти в 16 регионов около 6500 работников, но получилось в пять раз меньше – 1162.

На Дальний Восток по плану должны были по программе переехать около 2500 человек, а переехали всего 650. «Ведомости» разбирались, почему программа не работает и оживит ли ее увеличение подъемных до 1 млн руб.

Процедуры ни при чем

Программы повышения трудовой мобильности действуют во всех регионах Дальнего Востока, за исключением Якутии и Еврейской автономной области. Работодатель должен соответствовать ряду критериев: не работать через офшоры, вовремя платить зарплату, налоги и страховые взносы, заключать с сотрудниками официальные трудовые договоры. Программа распространяется не на компанию как таковую, а на ее инвестпроекты, под которые она привлекает людей. Предприятие должно подать заявку в региональную администрацию, указать количество людей, описать социальный, экономический и налоговый эффект от реализации проекта. Получить деньги на любого приезжего работодатели не могут – сотрудник должен прибыть из региона, где нет дефицита кадров. Регионов с нехваткой кадров, по мнению Минтруда, 16: семь областей и краев Дальнего Востока, а также Архангельская область, Красноярский край, Новосибирская, Калужская области и др. Работник обязан проработать на новом месте минимум три года; если он уволится по собственному желанию раньше, должен вернуть субсидию.

По данным Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ), в 2016–2017 гг. программой воспользовались всего 44 работодателя. Власти признают, что процедура сложная, но уверяют, что жесткого отсева заявок нет. Представители правительств четырех дальневосточных регионов сообщили, что ни один из заявленных инвестпроектов не был отклонен, в Приморье отклонили три заявки из-за несоблюдения требований, Магаданская и Сахалинская области на запрос «Ведомостей» не ответили. Работодатели – участники программы считают, что процедура длительная и бюрократическая, но выполнимая.

Не тот регион, не тот проект

НИПИГАЗ, входящий в холдинг «Сибур», управляет строительством Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома» и участвует в программе с 2016 г. По словам представителя НИПИГАЗа, компания нуждается в специалистах по комплексному управлению строительством, которых не нанять на месте. С 2016 г. НИПИГАЗ перевез 42 человека. Однако большую часть сотрудников – около 250 человек – компания перевезла самостоятельно, не по программе. Представитель НИПИГАЗа объясняет, что договор с переезжающим сотрудником обычно заключается на два, а не на три года, как требует программа. Кроме того, часть сотрудников НИПИГАЗ нанимает в Красноярском, Хабаровском краях и других регионах, которые входят в список 16 регионов с дефицитом кадров.

Число желающих ограничивает и то, что привозить переселенцев можно только на новые проекты или производства, т. е. субсидий под проекты, начатые пять лет назад, сегодня получить невозможно. Например, компания «Сахалин энерджи» занимается освоением нефтегазовых месторождений на сахалинском шельфе с 1994 г. По данным компании, из 2274 сотрудников «Сахалин энерджи» на конец 2016 г. приезжих было около половины. В программе трудовой мобильности «Сахалин энерджи» не участвует. Компании это неинтересно, сообщил ее представитель.

Невахтовый метод

Со времен Советского Союза на Дальнем Востоке действует вахтовый принцип работы, при котором работников завозят для краткосрочных работ, а потом отправляют на постоянное место жительства и он и сейчас сохраняется, рассказывает Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений. В тяжелых климатических условиях работа часто носит сезонный характер и постоянное население там не нужно; специалисты высокого класса туда тоже приезжают на несколько лет, поясняет Сафонов. По условиям программы работодатель должен заключить договор минимум на три года – вахтовая занятость в программу не вписывается.

Например, в Хабаровском крае у производителя серебра и золота «Полиметалл» есть три предприятия. Вахтовым методом работают больше половины из 11 300 сотрудников «Полиметалла». «Полиметалл» участвует в программе мобильности, но по ограниченному числу сотрудников. За 2015–2017 гг. компания по программе перевезла 11 инженеров на Амурский гидрометаллургический комбинат и ООО «Светлое», они руководят процессами золотодобычи, говорит представитель «Полиметалла».

Ноль переездов

Крупный производитель рыбных консервов «Доброфлот» участвовал в программе с 2015 г., но безрезультатно. Для нескольких инвестпроектов «Доброфлот» планировал перевезти в Приморье около 300 слесарей, механиков, наладчиков и других флотских работников, которые постоянно нужны, рассказывает представитель «Доброфлота». Не получилось. В 2015 г. никого не удалось привлечь из-за позднего старта программы, а в 2017 г. не нашлось людей, соответствующих всем требованиям программы. Сотрудники «Доброфлота» приезжали в Приморье из других дальневосточных регионов. По словам замруководителя службы персонала «Доброфлота» Андрея Рихтера, сотрудники часто нанимаются не на постоянной основе, а по срочному договору на один рейс, чтобы заработать денег и вернуться к семье.

В 2016 г. «Доброфлот» в программе не участвовал. Как сообщали местные СМИ, рыбоперерабатывающая плавбаза «Всеволод Сибирцев» простаивала и компания сократила 600 человек. А в этом году заявка двух компаний «Доброфлота» была отклонена. По сообщению пресс-службы губернатора Приморского края, одна компания не направила список планируемых вакансий в службу занятости, тогда как условием участия является в том числе отсутствие местных специалистов необходимой квалификации; у второй компании была задолженность по налогам. Рихтер рассказал, что причиной отклонения заявки стал тот факт, что компания в 2017 г. подала заявку, но не перевезла по программе ни одного специалиста.

Везут не тех

На Дальнем Востоке больше всего не хватает простых промышленных рабочих, поясняет Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. А опрошенные «Ведомостями» участники чаще привозили по программе квалифицированных специалистов и руководителей. Лесоперерабатывающий холдинг RFP перевез в 2016 г. в Хабаровский край технолога на лесопильное производство из Иркутской области, а агропромышленная группа «Русагро» с 2016 г. перевезла на строительство свиноводческого комплекса в Приморье 12 человек, в основном руководителей проектов и подразделений. Единственной из опрошенных работодателей, сообщившей, что перевезла на Дальний Восток рабочих, оказалась группа «Золото Камчатки». С 2016 г. группа привлекла по программе 100 человек, в основном рабочих, рассказала директор по персоналу Евгения Превыш-Квинто.

Труднее всего в Приморском крае найти инженеров-проектировщиков и начальников участков с опытом работы на крупных объектах, их приходится завозить из других регионов, рассказывает Алена Зыкова, территориальный директор Kelly Services CIS. В Приморье они зарабатывают минимум на 50% больше, чем в родном регионе, говорит Зыкова.

В перспективе

В этом году, по данным АРЧК ДВ, в региональные программы вошли 19 работодателей, в основном из лесопромышленной, судостроительной и металлургической отраслей, которые хотят трудоустроить около 400 сотрудников из других регионов.

Сафонов убежден, что для привлечения кадров на Дальний Восток подъемных в 1 млн руб. мало. Люди не поедут, если не будет больших и долгосрочных инфраструктурных проектов, уверен Сафонов. Например, при подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 г. были реконструированы дороги и городское хозяйство, построены новый терминал в местном аэропорту, мост на остров Русский и другие объекты, для всего этого потребовались люди.

Зубаревич сомневается, что бюджет сможет выполнить предложение Минтруда о выплате 1 млн руб. всем переезжающим на Дальний Восток. По ее мнению, это предложение министерство внесло, чтобы привлечь внимание к себе и программе.

Минтруд предлагает 1 млн руб. подъемных для Дальнего Востока, а правительство – поправки во все программы трудовой мобильности: включить уже начатые инвестпроекты, разрешить сокращать работников в период участия. А дальневосточным работодателям – разрешить привозить людей из любого региона.