Статья опубликована в № 4569 от 18.05.2018 под заголовком: Интернет-экспедиция

Две москвички cоздали онлайновый сервис грузоперевозок

Сервис бурно развивается, но его чуть не погубили кассовые разрывы
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Идея использовать модель Uber в грузоперевозках пришла в голову 26-летней выпускнице экономического факультета МГИМО, аналитику фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» Анне Качурец случайно: весной 2015 г. она помогала подруге организовать банкет на 200 человек. В последний момент выяснилось, что еду для банкета привезти невозможно – компания по доставке сказала, что все машины заняты. И Качурец пришлось привезти еду из кафе на личном автомобиле. Тогда девушка и подумала об интернет-сервисе, который мог бы соединять клиента со свободным перевозчиком.

Летом 2015 г. Качурец зарегистрировала компанию «Ревах групп» и стала искать партнера, разбирающегося в транспортной отрасли. В Facebook она познакомилась с Оксаной Погодаевой, специалистом по логистике с дипломом Высшей школы экономики. Погодаева после вуза работала менеджером по логистике в Sony и Dyson. Девушки сообща создали сервис Groozgo. К 2018 г. на Groozgo зарегистрировалось 2000 перевозчиков и 680 компаний-грузовладельцев. Выручка за 2017 г. составила 9,5 млн руб. без НДС, а за первые четыре месяца 2018 г. – 13 млн руб. без НДС. Путь к успеху оказался непростым: компания чуть было не разорилась, основательницам пришлось несколько раз сменить бизнес-модель.

Ночной клиент

Сначала нужно было разработать IT-платформу. Но денег было в обрез: девушки наняли программистов, вложив 370 000 руб. из собственных зарплат и заняв еще 150 000 руб. у родителей. Остаток денег ушел на контекстную рекламу в интернете. Первый клиент-грузоотправитель разместил заказ вечером. Ему срочно нужны были три фуры для перевозки груза в Тулу. Девушка вспоминает, как поздно вечером она объезжала московские стоянки фудтраков, где подходила к водителям и спрашивала, кто может отвезти груз в Тулу. Один перевозчик согласился. После этого грузоотправитель стал постоянным клиентом Groozgo.

Поначалу на Groozgo регистрировались перевозчики-физлица, водители маленьких «газелей», которые искали подработки. Но они могли выполнять лишь единичные заказы и перевозить маленькие объемы, говорит Качурец. Нужны были транспортные компании с грузовыми автопарками, но привлечь их можно было только регулярными заказами, коих не было. К весне 2016 г. на Groozgo зарегистрировалось лишь пять таких перевозчиков.

Попутный груз

Весной 2016 г. предпринимательницы подали документы в заочный бизнес-акселератор ФРИИ. Во ФРИИ, вспоминают Качурец и Погодаева, эксперты сразу сказали, что простая информационная доска, которой на тот момент была Groozgo, никому не нужна – выжить может только сервис с дополнительными услугами: проверкой перевозчиков и страхованием грузов. Предпринимательницы изменили бизнес-модель по рекомендациям ФРИИ, а в середине 2016 г., бизнес-ангел Антон Старский приобрел 9%-ную долю в Groozgo за 2,5 млн руб. Девушки ушли с работы и сосредоточились на отладке работы Groozgo.

Cхема такова: грузоотправитель регистрируется в Groozgo и заключает с компанией договор о транспортно-экспедиторских услугах. Groozgo заключает с перевозчиками договоры подряда. Клиент подает заявку в личном кабинете, система ищет подходящего перевозчика, формирует договор и автоматически рассчитывает цену с учетом маршрута, веса груза, количества машин и страховки. Клиент платит постфактум, а Groozgo сама перечисляет деньги перевозчику через пять дней после доставки документов о совершенной перевозке в офис Groozgo. Комиссионные Groozgo составляют 3–10% стоимости перевозки. Алексей Румянцев, директор по логистике компании «Дымов» (клиента Groozgo), говорит, что тариф Groozgo примерно на 5–10% выше, чем у компаний-перевозчиков, с которыми у «Дымова» прямые контракты. «Дымов» пользуется услугами Groozgo, когда нужно в экстренном порядке перевезти небольшие грузы по Москве и Московской области.

Кирилл Рудаков, гендиректор компании-перевозчика «Автореф», говорит, что получает через Groozgo мелкие заказы, но пользуется сервисом потому, что все процессы и оплата происходят быстро. В 2017 г. предпринимательницам пришла в голову идея, как расширить базу перевозчиков. Они стали искать партнеров среди крупных ритейлеров и промышленных предприятий, имеющих собственные автопарки. По словам Качурец, сети и заводы заинтересованы в заполнении машин на обратном пути и легко пошли на контакт. Сейчас в базе перевозчиков Groozgo 40% – это ИП с 1–5 грузовиками, 30% – транспортные компании, 30% – промышленные предприятия и ритейлеры.  

Затем Groozgo в июне 2017 г. заключила договор о страховании гражданской ответственности экспедитора с «Ингосстрахом». Качурец вспоминает, что договориться было легко – к тому времени грузопоток составлял 200 машин в месяц, как у средней транспортной компании. Мария Мартынова, начальник управления страхования транспортных операторов компании «Ингосстрах», говорит, что с юридической точки зрения Groozgo – такой же экспедитор, как и любая офлайновая транспортная компания. По словам Качурец, Groozgo платит за страховку 200 000 руб. в год.

Коварный документ

В начале 2017 г. Качурец и Погодаева потратили почти все деньги инвестора: пришлось дорабатывать платформу, оплачивать коворкинг и рекламу, нанять одного сотрудника. Компания страдала от кассовых разрывов, они возникали потому, что Groozgo оплачивала перевозчику заказ сразу после доставки, а деньги от клиента приходили только через 30–45 дней.

887 тысяч человек

заняты в отрасли грузоперевозок, по данным исследования Avito и Data Insight

Причина задержек – документооборот. Единые правила передачи электронных транспортных накладных не установлены, рассказывает Погодаева. Поэтому Groozgo формирует счет на оплату, прикладывает транспортную накладную и отправляет документы с курьером грузоотправителю. Накладную подписывают грузоотправитель и водитель, а затем получатель груза. Потом перевозчик отправляет накладную Groozgo. Groozgo передает ее заказчику. В результате плата поступает на счет сервиса только через 15–20 дней от средних и малых заказчиков и через 30–45 от больших.

Весной 2017 г. Качурец и Погодаева поняли, что им придется закрывать компанию: денег совсем не было. Но решили последний раз принять участие в логистической выставке. После этого им позвонил один из владельцев логистического оператора КПД и сказал, что руководство хотело бы поговорить по поводу инвестиций.

Гендиректор группы компаний КПД Георгий Чистяков убежден, что IT станут неотъемлемым элементом грузоперевозок. Он рассказал, что КПД начала разработку собственной IT-платформы и одновременно изучала рынок интернет-сервисов, подобных Groozgo. КПД регистрировалась на разных платформах, чтобы узнать, как они работают, и Groozgo понравилась им больше всего. КПД также была заинтересована в клиентуре компании, говорит Чистяков. Владельцы КПД решили купить Groozgo и интегрировать его с платформой КПД.

В июле 2017 г. владельцы КПД зарегистрировали компанию «Точка груз эксперт», которая выкупила Groozgo у основательниц, потом подписали инвестиционный договор, согласно которому Groozgo получает безвозмездный заем на 120 млн руб. По словам Чистякова, Качурец и Погодаева получили опцион на долю в 30% и могут выкупить долю в любой момент.

Второе дыхание

По оценкам президента АКИТ Алексея Федорова, половина российского рынка автомобильных перевозок поделена четырьмя крупными компаниями – «Деловыми линиями», DPD, Deutsche post DHL и Schenker AG. Другая половина, говорит Федоров, приходится на мелких, зачастую серых и черных перевозчиков, они либо не станут пользоваться интернет-агрегаторами, либо зарегистрируются в мошеннических целях, чтобы похитить груз. По мнению Федорова, у интернет-сервисов грузоперевозок в России нет будущего. Чистяков не согласен: сейчас все больше перевозчиков работают только по белым схемам, а идея уберизации перевозок носится в воздухе.

Качурец и Погодаева считают, что финансовые вливания КПД позволили Groozgo увеличить расходы на рекламу – и в результате за год число зарегистрированных на платформе перевозчиков увеличилось с 300 до 2000, а клиентов – со 150 до 680. В планах перевозить грузы в страны «Евразэс». Качурец и Погодаева надеются на 10-кратный рост выручки Groozgo уже в 2018 г.

Groozgo – не первый онлайновый сервис грузоперевозок в России, говорит Данил Рудаков, основатель компании Deliver, которая существует с 2013 г. Рудаков считает, что планы роста Groozgo невыполнимы – не хватает инвестиций. По его словам, Deliver получил $8 млн инвестиций, что позволило усовершенствовать IT-платформу, расширить базу клиентов и перевозчиков и выйти на европейский рынок.

komandir
05:40 18.05.2018
Замечательная статья. Написана в стиле сценариев к фильму Кристофера Нолана Помни, Красотки и других фильмов. Вам нужно сначала прочитать, а потом перечитать обратно. По движению сверху вниз у вас будут вопросы, а при повторном прочтении снизу вверх Вы поймете что откровеннейшая жесть. Снизу вверх идем обратно. ----------------------------------------- В июле 2017 г. владельцы КПД зарегистрировали компанию «Точка груз эксперт», которая выкупила Groozgo у основательниц за 120 млн руб. и Летом 2017 г. Качурец и Погодаева поняли, что им придется закрывать компанию: денег совсем не было. ----------------------------------------- Учитывая даты, владельцы КПД просто купили с будуна. Девочки подумали, либо списывать убытки либо продать за 120 млн свое кривое приложение, в котором они показали свою полную некомпетентность как менеджеры. Их купил не венчурный фонд, ни Банк, их купила обычная логистическо-транспортная компания. В наших реалиях ООО или сайт/приложение вообще не имеют никакой стоимости. Это ни что. Но красиво - почти как в другом фильма "Красотка". бегали по стоянкам, и нашли прынца за 120 млн. Идем обратно к началу -------------------------------------- Предпринимательницы изменили бизнес-модель по рекомендациям ФРИИ, а в середине 2016 г., бизнес-ангел Антон Старский приобрел 9%-ную долю в Groozgo за 2,5 млн руб. -------------- Как только появляется ФРИИ, понимаешь дальше будет жесть. И ангел, оценивает нулевую компанию почти в 30 млн. Хотя возможно он и является типичным ангелом, так как больше в статье он не упоминается. Исчез. ---------------------------------------- Идем обратно к началу --------------------------------- Но денег было в обрез: девушки наняли программистов, вложив 370 000 руб. из собственных зарплат и заняв еще 150 000 руб. у родителей. --------------------------------- за такие деньги не специалисту, сделать рабочее приложение практически сложно. Если у них парень не программист, то фрилансеры в 90% сделаю с криво с большим срывом сроков. Тем более у девушек не было опыта управления IT разработками. Идем обратно к началу -------------------------------------------- К 2018 г. на Groozgo зарегистрировалось 2000 перевозчиков и 680 компаний-грузовладельцев. Выручка за 2017 г. составила 9,5 млн руб. без НДС, а за первые четыре месяца 2018 г. – 13 млн руб. без НДС. --------------------------------------------- Те кто в теме знают, что таксистов и водителей фур очень сложно загнать в стадо. И это сделал уже новый владелец. Но вопрос такой если на организацию компании потратили примерно 3 млн рублей, с деньгами бизнес ангела, то зачем покупать это все за 120 млн? Можно было бы купить за 1 млн рублей и склонить к сожительству основательниц на месяц, на это миллион и ушел бы. Все равно они бы они закрылись. ------------------------------------------- Идем к финалу ---------------------------------------- пришла в голову 26-летней выпускнице экономического факультета МГИМО, аналитику фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» ---------------------------------------- Красиво. Каждый может додумать что хочет. Моя версия безумная. 120 млн это деньги от Платона или другого госбизнеса, которым управляет их папик. Тут критикуем госсектор. А в частном бизнесе полнейший убыточный мусор покупается за 120 млн. Ротенберги отдыхают. Может правильно Владимир Владимир только им и доверяет. Иначе все разворуют.
100
Комментировать