Зачем запрещать гендиректорам служебные романы

И почему крупные международные компании теперь строже относятся к таким нарушениям этического кодекса
Варвара Гранкова

Гендиректор Intel Брайан Кржанич недавно подал в отставку из-за того, что компания узнала, что в прошлом у него была связь с одной из сотрудниц. В компании сочли это нарушением корпоративной политики и безжалостно указали топ-менеджеру на дверь.

Еще несколько десятилетий назад члены совета директоров отнеслись бы к служебному роману по-другому, говорят рекрутеры и эксперты по корпоративному управлению. Однако сейчас важность роли гендиректора высока как никогда, и это лишает топ-менеджеров права на ошибку. Сегодня крупные инвесторы требуют от советов директоров контролировать стратегию компании, иметь планы смены ее руководства и думать о репутационных рисках. Это вынуждает бизнес строже придерживаться правил в отношении сексуальных домогательств и романтических отношений между сотрудниками, особенно если речь идет о топ-менеджерах, говорит Давиа Темин, генеральный директор нью-йоркской фирмы Temin & Co, специализирующейся на кризисном управлении и репутационных рисках. «Сейчас все очень строго: если что-то написано в документах, это должно соблюдаться, а не игнорироваться», – говорит Темин. Ведь благодаря камерам смартфонов, социальным сетям и приложениям типа Glassdoor и Blind информация о промахах компаний распространяется очень быстро и широко. И этот промах может сказаться не только на репутации бизнеса, но и на его кошельке.

Например, в 2010 г. Hewlett-Packard уволила тогдашнего гендиректора Марка Херда, уличив его в близких отношениях с сотрудницей. Официальным поводом стало не нарушение политики компании в отношении сексуальных домогательств, а искажение отчетов о расходах, чтобы скрыть близость с женщиной. Правда, карьера Херда мало пострадала: вскоре после ухода из Hewlett-Packard Ларри Эллисон сделал его сопрезидентом Oracle, а в 2014 г. Херд вместе с Сафрой Кац стал содиректором этой компании.

Одни американские компании запрещают менеджерам иметь романтические отношения с любым сотрудником, стоящим ниже по служебной лестнице, другие просят сотрудников, вступивших в близкие отношения, сообщать об этом начальству. За моральным обликом гендиректоров следят еще больше. По словам автора книг и консультанта по лидерству Скотта Эблина, в последние годы гендиректора стали проводить больше времени с коллегами, чем с семьей или друзьями, поэтому у них часто и возникают эмоциональные привязанности. «Но если вы гендиректор, вы должны тщательно следить за соблюдением личных границ», – советует он.

Контракты многих гендиректоров категорически запрещают им вступать в романтические отношения с подчиненными или предоставляют советам директоров широкие полномочия уволить топ-менеджера за любой поступок, который можно счесть неэтичным, говорит руководитель рекрутинговой фирмы Hanold Associates Джейсон Ханолд. Такие формулировки входят в контракты топ-менеджеров десятилетиями. Однако именно сейчас советы директоров стали гораздо щепетильнее относиться к любым намекам на их нарушения, потому что боятся моментальной огласки, отмечает он.

Советы директоров некоторых компаний, с которыми работал Ханолд, даже стали требовать более серьезной проверки кандидатов на должность гендиректора на предмет возможных проступков в прошлом. Некоторые лично звонят собственным знакомым, которые знают что-либо о кандидате. Гендиректор крупной образовательной компании, для которой Ханолд недавно искал топ-менеджера, сам звонил по телефонам, указанным в рекомендациях кандидата. «Он хотел убедиться, что мы ничего не упустили», – вспоминает Ханолд.

Большое значение поведению гендиректора с подчиненными стали придавать даже те компании, руководители которых не часто попадают в центр внимания, предупреждает Эблин. «В том же Intel совет директоров послал сигнал сотрудникам о том, что в компании неприемлемо. Если вы ждете от людей соблюдения правил, нужно показать им, что нарушения недопустимы даже на самом высоком уровне», – говорит он.

Перевела Надежда Беличенко