Половина сотрудников российских офисов спят на работе

Как с сонливостью служащих борются работодатели
Варвара Гранкова

По данным опроса «Альфастрахования», 57% офисных служащих время от времени засыпают на рабочем месте (были опрошены сотрудники 100 российских компаний с оборотом более 100 млн руб. в год). Чаще всего они спят или дремлют в обеденный перерыв (36% респондентов, заявивших, что засыпают днем на службе) или сразу после обеда (28%). Еще 19% засыпают в конце рабочего дня, а 15% дремлют на совещаниях. Более половины респондентов (54%) сказали, что спят из-за недосыпа и усталости, 24% – из-за плохого самочувствия, 8% – из-за смены часовых поясов после возвращения из командировки или отпуска, а 5% – из-за отсутствия срочных рабочих задач.

Некоторые работодатели смотрят на дневной сон сотрудников сквозь пальцы – лишь бы успевали выполнять поставленные задачи. Например, основатель «Додо пиццы» Федор Овчинников говорит, что его не интересует, сколько времени сотрудники проводят в комнате отдыха с мягкими подушками, которая имеется в офисе. У маркетологов и программистов ненормированный рабочий день, и они могут вздремнуть днем, чтобы компенсировать ночной недосып. Овчинников ругает их, только если работа выполнена плохо и не в срок.

43%

сотрудников в России, чтобы выкроить время на дневной сон, готовы быстрее обедать, выяснило рекрутинговое агентство «Бигл». Ради дневного сна 14% сотрудников готовы задерживаться на работе, 10% – отказаться от курения, а 3% – даже пожертвовать частью зарплаты.

Артем Бобцов, основатель интернет-агрегатора по ремонту автомобилей Wroom, изменил отношение к дневному сну, когда у него родился ребенок. В то время Бобцов был наемным работником и часто уходил из офиса днем спать в машину. Теперь в собственной компании он держит рядом с кабинетом кушетку для сна. «Я замечал, что, когда днем спишь 15–30 мин., производительность труда резко повышается», – говорит он. Бобцов подумывает о том, чтобы сделать для программистов спальное место в офисе.

10-минутный дневной сон можно приравнять к 30-минутному ночному, говорит Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» «Альфастрахования». Он объясняет, что, по данным многочисленных медицинских исследований, дневной сон улучшает настроение и коммуникативные навыки, повышает внимательность и производительность, а также избавляет от депрессии.

Непродолжительный дневной сон на работе может быть частью программы корпоративного здоровья, говорит независимый эксперт по рынку корпоративного здоровья Лидия Щербаненко. В России пока лишь немногие компании задумываются о создании таких программ и о восстановлении сил сотрудников на работе. Между тем, говорит она, сон, как и другие антистрессовые меры, может повышать производительность труда, снижать текучесть кадров и улучшать лояльность персонала.

В некоторых крупных корпорациях, например в Google, уже есть отдельные комнаты с капсулами для сна – своеобразными пеналами с находящейся внутри кушеткой, где человек расслабляется под действием приятной музыки и цветного освещения. В России восстановить силы, не покидая офиса, могут работники «Русгидро», Сбербанка, МИА «Россия сегодня». Представители Сбербанка, например, сообщили, что банк закупил капсулы для сна еще в 2015 г., установил их на омской площадке контактного центра Сбербанка, который обслуживает клиентов круглосуточно. Работники центра отдыхают в капсуле в перерывах или после рабочего дня. Особым спросом капсула пользуется у сотрудников, работающих в ночную смену. А Алексей Брянцев, начальник управления административной поддержки «Газпромнефть-центра», рассказал, что компания закупила две капсулы для сна на 800 офисных сотрудников при переезде в новый офис со специальной зоной рекреации для сотрудников. Брянцев затруднился оценить воздействие капсул на здоровье и продуктивность сотрудников, но сказал, что удовлетворенность сотрудников в целом выросла после переезда в новый офис.

Однако очень многих работодателей дремлющие на службе сотрудники в восторг не приводят. Таких много в розничной торговле и на производстве. В ритейле очень высокие темпы работы и, если спать на рабочем месте, то за день физически не успеешь сделать все, что должен, говорит Андрей Сафанюк, директор по персоналу Obi в России. Тем более что после сна надо заново собраться с силами и включаться в работу. Сафанюк предлагает другие способы восстановления энергии: ездить на работу и обратно на велосипеде, менять в течение дня виды деятельности – например, после активного мозгового штурма заняться разбором электронной почты или погулять вокруг офиса.

На Краснокамском ремонтно-механическом заводе в Пермском крае рабочие проводят короткие перерывы во время смены, гуляя по территории завода и отдыхая на лавочках, рассказывает гендиректор завода Дмитрий Теплов. Смены длятся по 12 ч, и людям некогда спать: операторы станков должны следить за работой оборудования, а слесари и сварщики заняты тяжелой физической работой. Их могут раньше отпустить со смены домой, если они выполнили всю запланированную работу.

В российских офисах сотрудники часто клюют носом потому, что работа организована неэффективно, менеджеры сами часто не знают, чем заняты сотрудники и как распределены между людьми задачи, рассказывает Никита Рогозин, исполнительный директор компании – разработчика систем учета рабочего времени «Стахановец». Как показывает практика «Стахановца», сотрудники российских компаний занимаются делами, не связанными с работой, до 20% рабочего времени в день. Хотя контролировать загруженность просто, говорит Рогозин. Например, сотрудник в пятницу заполняет контрольный листок, где перечислены его задачи за неделю. Он ставит галочки против выполненных проектов и пишет, сколько часов он потратил на выполнение. Если часть задач не выполнена, менеджер заметит это и начнет разбираться, как сотрудник провел рабочее время. Такая практика не стимулирует сотрудников к дневному сну, отмечает Рогозин.