Почему российские сотрудники тратят все меньше времени на обеды

И сказывается ли это на производительности труда
Варвара Гранкова

Владимир Волошин, совладелец компании, организующей любительские соревнования Ironstar, не всегда успевает пообедать из-за плотного графика деловых встреч и постоянно носит в сумке фруктовый батончик. Это хороший способ перекусить и вернуть себе силы, говорит он. Сотрудники его компании, как он знает, тоже обычно выделяют на обед мало времени, приносят с собой еду из дома, разогревают на кухне и едят в то время, когда им удобно: выделить время на коллективные обеды в одно и то же время в офисе невозможно из-за разного графика встреч у сотрудников и их большой загруженности. По наблюдениям Волошина, подобным образом питаются сейчас сотрудники многих компаний, не только его.

Аналитический центр «Альфастрахование» недавно опросил сотрудников 100 российских компаний с оборотом более 100 млн руб. в год и выяснил, что 73% из них не делают часового перерыва на обед, а 24% и вовсе не едят в рабочее время. 60% отказываются от обеденного перерыва из-за высокой загруженности, 47% жалуются на отсутствие столовой или невозможность поесть на рабочем месте, а 19% тратят обеденный перерыв на личные дела. 5% сотрудников сказали, что они работают в организациях, где обеденного перерыва нет вовсе.

«Ведомости» разбирались, как это отражается на производительности труда сотрудников.

Диета для рабочих

По Трудовому кодексу работодатель обязан предоставлять сотруднику обеденный перерыв длительностью от 30 минут до 2 часов, но большинство компаний прописывает сейчас во внутренних документах правила, по которым на обед отводится 45 минут, рассказывает партнер юридической фирмы MSS Legal Сергей Саурин. Этот промежуток времени, объясняет он, кажется многим оптимальным, потому что за 45 минут сотрудник успевает поесть без спешки, а оставшиеся 15 минут от часа работодатель прибавляет к остальным 8 часам рабочего дня, за 5 дней у работника накапливается лишних 75 минут работы и в пятницу он может покинуть рабочее место в 16.45 вместо 18.00. Обедать сотрудника при этом никто не заставляет, отведенные ему 45 минут он может потратить на отдых или спорт.

Коллективный, единый для всех обеденный перерыв по-прежнему сохраняется в производственных компаниях: здесь люди занимаются рутинным, физическим трудом и поэтому в большей степени нуждаются в полноценном питании, а, кроме того, работа оборудования требует синхронизации и четкого графика обедов у тех или иных категорий сотрудников, рассказывает Григорий Финкельштейн, партнер «Экопси консалтинга». Так, в компании «Фосагро» большинство сотрудников ходит в заводские столовые, которые расположены вблизи каждого цеха. У всех сотрудников обед приурочен к одному и тому же времени, на него отводится до 1 часа. Правда, по желанию работники могут обедать и на рабочем месте: в цехах специально оборудованы помещения с холодильником, микроволновкой, столовой мебелью и посудой, рассказывает Дмитрий Бородич, директор по персоналу и социальной политике «Фосагро». Похожая ситуация и на предприятиях «Северстали». По словам представителя компании, распорядок дня работников регламентирован, что обусловлено соблюдением техники безопасности, поэтому все сотрудники обедают в строго предусмотренное время в заводских столовых.

Поскольку производственные предприятия не заинтересованы в беспорядочном питании сотрудников, они стараются любым способом привлечь их в столовые. Так, по словам представителя «Сибура», с 2017 г. в корпоративных столовых предприятий компании действует особое меню, которое разработано с привлечением эксперта-диетолога и учитывает все последние предложения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения в области питания. Рецепты, по которым готовят в заводских столовых, включают обезжиренные молочные продукты и рекомендованное количество соли и сахара. Повара используют щадящие способы кулинарной обработки и пытаются исключить трансжиры.

Обед для программиста

В офисах ситуация обратная. Чем выше уровень сотрудника, тем меньше компания берет на себя ответственность за его питание, считается, что это зона ответственности самого человека, рассказывает Финкельштейн. По его мнению, людям, которые принимают ответственные решения, занимаются сложной аналитической или креативной работой, еда необходима, но компания может лишь предоставить этим людям возможность сделать обеденный перерыв. При этом они сами решают, когда, как и что будут есть.

Чаще всего подобным образом строят свои отношения с сотрудниками компании из IT-сектора. Например, 40-летний гендиректор сервиса туристических страховок Cherehapa Максим Пичугин считает, что его сотрудники – люди взрослые, и ему некогда следить за их питанием. Его подчиненные иногда работают без перерывов, чтобы не сорвать жесткий дедлайн. На этот случай в офисе всегда есть снеки для быстрого перекуса за рабочим столом: компания покупает для работников йогурты, печенье, вафли, колбасу и сыр. Сам Пичугин приносит в офис домашнюю еду в контейнере, но часто забывает поесть из-за высокой загрузки. «Постоянные встречи, электронная переписка с партнерами, иногда приходится помогать сотрудникам со сложными задачами, даже встать со стула некогда», – жалуется он. В Cherehapa трудится 31 сотрудник, их средний возраст – 31 год.

А в Mail.ru Group столовая работает на протяжении всего рабочего дня, сотрудники посещают ее в любое удобное для них время, рассказывает Лия Королева, директор по развитию персонала и внутренним коммуникациям компании. Кроме того, добавляет она, в течение рабочего дня сотрудники перекусывают свежими фруктами и овощами, сладостями и бутербродами, которые всегда есть в кофепойнтах на этажах. Сюда же можно приносить и разогревать еду из дома. Королева замечает, что компания не следит за тем, сколько времени сотрудники тратят на обеды и перекусы, это личное дело каждого. Для компании важно только, чтобы работники хорошо себя чувствовали и, соответственно, хорошо работали.

Самые голодные

Однако есть категория работников, которым не удается пообедать, даже когда они очень голодны: это работники сферы обслуживания и транспорта, которые работают по сдельной схеме оплаты труда, рассказывает Дмитрий Кожнев, координатор межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация», входящего в Конфедерацию труда России. По его словам, часовая ставка такого сотрудника сегодня часто составляет всего 100 руб. Повара, кассиры, официанты, водители и другие работники, которые получают деньги за каждый отработанный час, в результате экономят время на обеде, чтобы заработать побольше. Многие из них работают значительно больше 8 часов в сутки и даже без перерыва на обед получают не более 30 000 руб. в месяц. Кожнев говорит, что такие работники редко обращаются за помощью в профсоюзы, потому что боятся лишиться работы. А работодатели пользуются их бесправностью.

Многие компании заинтересованы сегодня в повышении производительности труда. Однако отказ работников от обеда только на время увеличивает производительность их труда, в долгосрочной перспективе роста продуктивности ожидать не стоит, предупреждает Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга блока «Медицина» группы «Альфастрахование». Чтобы по-настоящему повысить производительность труда, надо потратить немало сил на организацию корпоративного питания, замечает Виктория Петрова, гендиректор консалтинговой компании «ЛюдиPeople», а в прошлом директор по персоналу UC Rusal. Она вспоминает, что в UC Rusal в ее KPI был включен процент посещаемости сотрудниками корпоративной столовой. В результате дирекция по персоналу внедрила в столовой меню из 4–5 первых, вторых блюд и нескольких десертов. И корректировала это меню после каждой жалобы сотрудника. Так, однажды рабочий пожаловался на то, что нашел в супе виноград, который, по его разумению, там не должен был находиться. Выяснилось, что в супе был вовсе не виноград, а оливки, но заводская столовая все равно на всякий случай убрала из меню все экзотические блюда, меню стало традиционным, а еда – недорогой. Благодаря дотациям стоимость обеда удалось снизить до 50 руб. По словам Петровой, такая кропотливая работа дирекции по персоналу привела к тому, что число сотрудников, посещающих корпоративные столовые, за год выросло с 30 до 90%.