Чем опасен долгий путь на работу

И что компании делают, чтобы сотрудники по пути не уставали
Варвара Гранкова

PR-менеджер Анастасия Новикова тратила на дорогу от дома до работы 2–3 часа в одну сторону. Она жила в подмосковной Балашихе, а офис располагался в районе метро «Октябрьское Поле». Выходить из дома приходилось не позднее 7 утра, чтобы не встать в пробку по дороге до метро и вовремя приехать на работу. Через два месяца Новикова решила уволиться, но руководитель предложил ей ежемесячную надбавку в 20 000 руб. к зарплате в 100 000 руб. и дополнительный выходной день в пятницу. Новикова согласилась, но еще через два месяца утомительных поездок в офис все же написала заявление об уходе.

Большие расстояния от дома до работы все чаще имеют значение для сотрудников. На это обращают внимание и менеджеры среднего звена: соискатели не хотят ездить до офиса больше часа, говорит Константин Бряузов, партнер рекрутинговой компании Antal. Лишь треть соискателей готовы устроиться в компанию, которая расположена далеко от места жительства, следует из данных опроса исследовательского центра Superjob. Ради работы поближе к дому сотрудники даже согласятся на понижение зарплаты. 44% респондентов предпочтут вакансию с зарплатой на 5–10% ниже ожиданий, если дорога до офиса сократится. Соискатели понимают, что долгая и утомительная дорога быстрее приведет их к эмоциональному выгоранию, их продуктивность снизится, отмечает Мария Макарушкина, партнер компании «Экопси консалтинг». «Ведомости» разбирались, почему сотрудники самого разного уровня все чаще ищут работу ближе к дому.

Местоположение работы всегда интересовало в основном соискателей массовых позиций: продавцов, кассиров, операционистов в банке, говорит Алексей Захаров, президент Superjob. Этим работникам проще поменять место: предложений на рынке много, а доход на всех вакансиях примерно одинаковый, уточняет он. По словам Захарова, работодатели сами выбирают на такие вакансии людей, которые живут в шаговой доступности от организации. Это позволяет снизить текучесть кадров на 10–15%, отмечает Павел Гужиков, основатель сервиса для поиска работы у дома Worki.

На адрес офиса обращают внимание и более квалифицированные сотрудники. «Последние 5–7 лет ситуация в Москве стала меняться: город расширяется, добираться до работы тяжелее, зона платных парковок увеличивается. Эти факторы оценивают и сотрудник, и работодатель», – говорит Бряузов. Привлечь на все позиции сотрудников только из ближайших районов все равно не получается. Большинство жителей Москвы едут до офиса свыше 10 км, а в среднем путь от дома до работы составляет 18 км, говорится в исследовании «Яндекс.Навигатора» и «Яндекс.Карт».

33-летняя Юлия Бычкова ежедневно проводит в пути три часа – от подмосковного города Электростали до офиса на севере Москвы. Бычкова выходит из квартиры в 6.30 и добирается до работы тремя видами транспорта: на электричке, метро и маршрутке. Уйти из офиса, чтобы успеть на электричку, надо не позднее половины седьмого вечера. Автомобилем Бычкова не пользуется: на машине в дороге можно провести еще больше времени.

В таком режиме Бычкова работала администратором в российской IT-компании два года, а потом ушла в декрет. В 2015 г., после возвращения из отпуска, молодая мама предложила руководству частично перевести ее на удаленную работу из дома. Бычкова и ее начальник нашли компромисс: теперь женщина приезжает в офис только три дня из пяти. Эффективность Бычковой не снизилась, а в 2017 г. ее повысили до начальника отдела администрирования IT-проектов. Но перевод сотрудников на дистанционную работу не всегда выход из ситуации, говорит Бряузов. Он замечает, что у некоторых сотрудников во время работы дома падает продуктивность. Многие сотрудники вообще отказываются переходить на удаленную работу, добавляет Захаров.

Каждый работодатель пытается по-своему облегчить долгий путь сотрудников до работы. Работники офисов и заводов Coca-Cola пользуются бесплатным корпоративным транспортом. «Шатлы ездят от метро «Юго-Западная» до центрального офиса и от метро «Румянцево» до завода Coca-Cola в Москве. В Санкт-Петербурге шатлы до завода курсируют от станции метро «Московская», – говорит Ирина Петрова, директор по персоналу «Coca-Cola HBC Россия». Сотрудники московской школы управления «Сколково» тоже пользуются бесплатным транспортом: доехать до кампуса в 500 м от МКАД можно от станции метро «Славянский бульвар». «Работники, которые задержались после 9 вечера по уважительной причине, могут вернуться домой на корпоративном такси», – говорит Ольга Филатова, HR-директор «Сколково».

Другие работодатели компенсируют сотрудникам часть расходов на дорогу. Руководитель предложил включить такой бонус в социальный пакет Бычковой. Ежегодно по этой статье ей выплачивают 24 000 руб. Бычкова существенной пользы от такой выплаты не ощущает: она тратит на дорогу 10 000 руб. каждый месяц, т. е. около 10% от зарплаты.

Работодатели стали решать эту проблему еще на этапе поиска сотрудников. На позицию менеджера среднего звена компания скорее наймет человека с квартирой в 30–40 минутах от офиса, рассказывает Бряузов. «Такие сотрудники не выгорят через полгода, не уволятся, их можно развивать», – отмечает он. Если на вакансию претендуют два соискателя с примерно равными данными, работодатель скорее предпочтет того, кто живет ближе к офису, говорит Юлия Анисимова, генеральный директор Office Line.