Статья опубликована в № 4710 от 05.12.2018 под заголовком: Пройти по конкурсу

Почему компании отказываются от адресных пожертвований

В условиях кризиса они переходят к грантовым конкурсам
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

34-летний электрогазосварщик челябинского завода «Трубодеталь» Андрей Габидулин в свободное от работы время ремонтирует детские площадки во дворах домов вблизи завода. Габидулин сам варит ограждения и красит заборы. Первую площадку он привел в порядок три года назад, когда выиграл грант завода в 50 000 руб. На эти деньги он купил расходные материалы: профильные трубы, прутья и краску. Габидулин вспоминает, что узнал о конкурсе от коллег, в заявке на грант подробно рассказал о проекте, а главное – посчитал, сколько денег и времени планирует потратить на ремонт площадки. Жюри конкурса поддержало проект. Теперь Габидулин участвует в программе каждый год – и всегда выигрывает гранты.

Объединенная металлургическая компания (ОМК), в которую входит «Трубодеталь», начала проводить грантовые конкурсы с 2015 г. – среди НКО, госучреждений и сотрудников заводов. Грантами компания, например, поддерживает проекты патриотического воспитания, спортивные организации и т. п. В прошлом году на конкурс «ОМК-партнерство» поступило 233 заявки, около 30% из них (78 проектов) дошли до финала и получили в совокупности 9,3 млн руб. от компании. Раньше ОМК выделяла только пожертвования по индивидуальным запросам. Решения о выдаче денег принимались спонтанно, рассказывает руководитель направления по корпоративной социальной ответственности ОМК Ольга Миронова. Но в условиях кризиса компания решила тратить деньги разумнее.

Все больше компаний используют грантовые конкурсы как эффективный инструмент благотворительности, говорит советник гендиректора Фонда президентских грантов Игорь Соболев. Однако организовать такой конкурс – сложная задача, которая требует времени, денег, коммуникационного взаимодействия и других усилий, отмечает Соболев. Сначала компании нужно разработать условия конкурса, рассказать о программе организациям и жителям региона. Самое трудное – отобрать экспертов, которые будут выбирать победителей, а затем оценивать расход выделенных денег. «Ведомости» выясняли, как действуют призеры номинации «Лучший грантовый конкурс» «Форума доноров».

«Газпром нефть» – 1-е место

31-летний житель поселка Кышик в ХМАО Руслан Богордаев узнал из местной газеты, что «Газпром нефть» проводит грантовый конкурс среди жителей региона. Богордаев со школы занимается греблей на обласе – традиционной лодке коренных народов Севера. Он загорелся идеей организовать соревнование по гребле на обласах среди жителей региона. Богордаев заполнил заявку на сайте компании: подробно рассказал об идее и на что собирается потратить деньги. Богордаев выиграл конкурс и получил 50 000 руб., вспоминает он. Деньги потратил на организацию питания, медпомощи и на печать грамот для победителей. Всего в соревнованиях участвовало 200 человек, утверждает он. Через год Богордаев придумал провести мастер-класс по изготовлению обласа и снова выиграл грант в 57 471 руб., сообщается на сайте грантовой программы «Родные города» «Газпром нефти». Богордаев говорит, что гранта не хватило и пришлось добавить 42 000 руб., чтобы оплатить дорогу двум мастерам, купить древесину и инструменты.

«Газпром нефть» проводит грантовые конкурсы с 2013 г. среди общественных организаций и госучреждений в шести регионах присутствия. А в 2017 г. компания впервые стала принимать заявки от жителей регионов. Юрлица могут получить 100 000–400 000 руб., а физлица – в 10 раз меньше. В 2017 г. на конкурс было представлено 530 проектов, из них 58 – от жителей регионов. Эксперты выбрали 111 победителей, среди них – 21 житель регионов. Совокупный грантовый фонд составил 25,8 млн руб.

Организацией конкурса занимается корпоративный центр в Санкт-Петербурге, дочерние организации в регионах и внешний оператор – консультативный центр «Родные города», в который входят специалисты из НКО. Процесс подачи анкет автоматизирован: участники заполняют заявки на специальном портале, пользователь видит подсказки на каждом этапе, а при желании может даже снять видеопрезентацию проекта. Каждую заявку оценивает минимум три федеральных и региональных эксперта – тоже через онлайн-платформу. В 2017 г. заявки анализировали 45 независимых экспертов. Победители конкурса «Газпром нефти» каждый месяц проходят телефонные интервью и онлайн-опросы, предъявляют публикации в СМИ, а после проекта предоставляют и финансовый отчет.

«Сахалин Энерджи» – 2-е место

«Сахалин энерджи» – один из первопроходцев грантовых конкурсов. За 14 лет компания профинансировала 577 проектов в 64 населенных пунктах области. В конкурсе фонда социальных инициатив «Энергия» участвуют НКО, общественные и благотворительные организации Сахалинской области. С 2007 по 2008 г. конкурс проводил внешний оператор – некоммерческая организация региона, но от этой практики пришлось отказаться. В отдаленных регионах сложно найти профессиональную НКО и компании пришлось взять организацию в свои руки, поясняет представитель «Сахалин энерджи». Организацией конкурса непосредственно занимаются два сотрудника компании, рассказал представитель «Сахалин энерджи».

Новости о конкурсе публикуют местные СМИ. Однако более 80% участников узнают о грантах на сайте компании, а около 15% – от коллег и партнеров. Приглашенные эксперты из общественных организаций и местных органов власти помогают компании оценивать участников. Заявитель в анкете должен рассказать, какую проблему в регионе хочет решить, а главное – обосновать бюджет проекта. Если участник уже имел успешный опыт работы в благотворительности, у него больше шансов выиграть. Например, в 2017 г. на конкурс поступило 104 заявки, меньше половины (45) получили финансирование. Компания распределила между лучшими проектами более 15 млн руб.

Но главное удобство грантовых конкурсов – компания может контролировать, как победитель расходует деньги. Получатели грантов «Сахалин энерджи» предоставляют финансовую и программную отчетность. У каждого проекта есть куратор – сотрудник отдела социальной деятельности «Сахалин энерджи», он общается с победителями, проверяет документы. А внешние эксперты анализируют отзывы жителей, количество посещений сайта проекта и т. д.

«Металлоинвест» – 3-е место

«Металлоинвест» запустил грантовый конкурс в 2016 г. Предприятия холдинга расположены в моногородах Старом Осколе, Губкине, Железногорске и Новотроицке, компания хочет занять людей общественно-полезным делом, а заодно снизить отток населения, говорит представитель «Металлоинвеста». Компания поддерживает образовательные, спортивные, экологические проекты и проч. Перед запуском конкурса компания проводит мастер-классы и семинары для НКО и жителей городов – в 2017 г. в них участвовало 240 человек. На отборочный тур была подана 191 анкета, из них 53 проекта получили финансирование. Между финалистами компания распределила 9 млн руб. Чтобы выиграть конкурс, нужно проработать тему и обосновать бюджет, говорит представитель «Металлоинвеста». Победители готовят промежуточные и итоговые отчеты о проделанной работе.

ОМК – 3-е место

ОМК в 2015 г. решила снизить долю адресной помощи и ввести грантовый конкурс, чтобы эффективнее распределять инвестиции на социальные проекты, говорит Миронова. Однако муниципальные органы, общественные организации и НКО по привычке продолжали писать письма с просьбой выделить деньги, вспоминает она. Приходилось рассказывать авторам писем, что теперь им необходимо подать заявку на конкурс. Организацией конкурса занимается восемь сотрудников ОМК, рассказывает Миронова.

ОМК публикует новости о конкурсе в местных изданиях, на сайте компании, проводит встречи с потенциальными участниками, а также рассказывает о программе директорам заводов, местным властям и общественным организациям. Например, в 2017 г. программе грантов ОМК было посвящено более 600 публикаций в СМИ. Сейчас ОМК продолжает оказывать точечную помощь только давним партнерам. Как говорит Миронова, за последние три года количество писем с просьбой об адресной помощи удалось сократить на 20%.

В грантовом конкурсе ОМК могут участвовать НКО, госучреждения и сотрудники. НКО получают грант до 250 000 руб., а рабочие – до 50 000 руб. Лучшие проекты отбирает экспертный совет, в который входят сотрудники ОМК, специалисты НКО, местные власти, а также руководители отделов по персоналу заводов и представители профсоюзов. Всего за два года в шести городах присутствия в конкурсе ОМК победило 216 проектов, сумма грантового пула за три года составила около 31,9 млн руб. Примерно такую же сумму (около 30 млн руб.) победители конкурсов привлекли сами – на краудфандинговых платформах и из федеральных и региональных фондов.

Самое сложное – оценить эффективность потраченных средств, предупреждает Соболев. Единого подхода не существует – сейчас используется более 10 разных методик оценки благотворительных программ, поясняет старший менеджер группы по предоставлению услуг в области устойчивого развития PwC в России Вера Смирнова. Кроме того, вклад в благотворительность – долгосрочные вложения, результаты можно увидеть спустя 3–5 лет, предупреждает она. Например, ОМК в 2017 г. провела оценку программы по методике SROI (социальный возврат инвестиций), но оценила только возможный будущий эффект от поддержки проектов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать