Российские компании стали чаще менять гендиректоров

Но много ли в природе кандидатов со всеми нужными качествами?
Варвара Гранкова

В 2018 г. 23% крупнейших российских компаний назначили нового гендиректора – это намного больше, чем годом ранее (10% компаний), и намного выше, чем в мире, показало исследование консалтинговой компании Spencer Stuart. Для сравнения: в мире только 16% компаний из списка FTSE 100 сменили гендиректора в 2018 г.

Прошлый год ознаменовался многочисленными потрясениями: у одних компаний менялись акционеры, происходили слияния или поглощения, в других топ-менеджеры конфликтовали с собственниками из-за стратегии развития – и все на фоне роста конкуренции, говорит управляющий партнер хедхантинговой компании «Контакт» Марина Тарнопольская. Она приводит в пример кадровые перестановки ритейлеров в 2018 г.: в июне сеть «Магнит» назначила гендиректором Ольгу Наумову, бывшего гендиректора «Пятерочки» (X5 Retail Group), тогда же X5 Retail Group объявила о назначении на должность гендиректора торговой сети «Пятерочка» Сергея Гончарова, который ранее в «Магните» возглавлял формат «Магнит косметик». Ярослав Глазунов, управляющий директор московского офиса Spencer Stuart, указывает на перестановки в «Трансконтейнере», связанные с изменением состава акционеров. В июне 2018 г. в этой компании был назначен новый гендиректор Вячеслав Сараев.

Прогрессивные консерваторы

Акционеры меняют гендиректоров, потому что устали от затянувшегося с 2014 г. кризиса, многие поняли, что их компании теряют долю рынка, а для восстановления позиций нужны новые руководители, объясняет партнер компании Cornerstone Юрий Дорфман.

Другая причина новых назначений в крупнейших компаниях – американские и европейские санкции, говорит Глазунов. Напомним, что в санкционный список минфина США попал миллиардер Олег Дерипаска и восемь его активов. Дерипаска заблаговременно оставил управление UC Rusal (второго в мире производителя алюминия) и покинул пост гендиректора En+ (контролирующего акционера UC Rusal). А вскоре сменился практически весь топ-менеджмент компаний. Весной в отставку подала преемница Дерипаски в UC Rusal – гендиректор Александра Бурико и еще семь директоров, летом об уходе объявил и президент En+ Максим Соков. Большинство компаний не склонны рисковать и нанимать темных лошадок в надежде на то, что те окажутся талантливыми лидерами. Они предпочитают кандидатов с опытом работы гендиректором, говорится в исследовании Spencer Stuart. Среди нынешних крупнейших российских компаний таких уже 49% (в 2017 г. – 46%). А в среднем назначенец 2018 г. на полгода моложе назначенца 2017 г., по данным Spencer Stuart.

Более всего компании искали гендиректоров, которые были бы консервативны в финансовых вопросах, осторожны в принятии стратегических решений, но в то же время стремились развивать новые технологии, разрабатывать новые продукты и услуги, пишут авторы исследования Spencer Stuart. Вопрос в том, где взять таких руководителей.

Все больше финансистов

Если уж работодатели и назначают топ-менеджера с повышением в должности, то они прежде всего ищут кандидатов в финансовой дирекции. За прошедший год выросла доля гендиректоров, которые до этого назначения были финансовыми директорами в компании или продолжительное время отвечали за финансы, по данным Spencer Stuart. Например, гендиректор «Мегафона» Геворк Вермишян сначала работал заместителем гендиректора по финансовым вопросам, а потом исполнительным директором. Президент МТС Алексей Корня с 2016 г. был вице-президентом МТС по финансам, инвестициям, слияниям и поглощениям. Президент НЛМК Григорий Федоришин по образованию финансист. В 2001 г. он окончил Финансовую академию при правительстве России, с 2013 по 2017 г. служил вице-президентом НЛМК по финансам, затем был повышен до старшего вице-президента.

6,7

года составил средний срок пребывания генерального директора в должности в 2018 г. По сравнению с 2017 г. срок сократился более чем на полгода 

Из всех руководителей финансовый директор имеет наиболее широкий доступ к делам компании, лучше всех осведомлен о ее операционной деятельности, доходах и убытках, замечает Глазунов. В нынешних жестких условиях финансовое здоровье компании особенно важно, поэтому финансистов и нанимают в гендиректоры, говорит Дорфман. По его наблюдениям, компании также часто нанимают гендиректоров из менеджеров-юристов, которые разбираются во множестве только что принятых законов.

По данным Spencer Stuart, число финансистов среди гендиректоров растет во всем мире: среди гендиректоров компаний списков S&P 500 и Fortune 500 доля бывших финансовых директоров выросла с 5,6% в 2012 г. до 6,7% в 2018 г.

Государевы люди

Охотнее, чем прежде, собственники нанимают гендиректорами выходцев с госслужбы. Яркий пример – в августе 2018 г. на пост гендиректора девелоперской группы ЛСР был назначен бывший министр транспорта Максим Соколов. Соколов уже имел опыт руководства девелоперской компанией и считался эффективным управленцем. Сфера строительства и недвижимости жестко регулируется государством, говорит Глазунов. По его словам, чиновники, с точки зрения нанимателей, ценны тем, что хорошо знают, как принимаются решения в госаппарате. Они имеют более широкий, государственный, взгляд на проблемы, нежели управленцы, проработавшие всю жизнь в коммерческом секторе и привыкшие решать более узкие, коммерческие, задачи. К тому же чиновники умеют, если надо, решать задачи с небольшими ресурсами силами небольшого коллектива сотрудников.

Помимо чиновников, которые шагнули в гендиректора прямиком из госаппарата, акционеры нанимали также управленцев, которые до этого трудились топ-менеджерами в частных компаниях, но когда-то работали на госслужбе. Пример – гендиректор МГТС Павел Кузнецов, который в 2014 г. перешел в корпорацию АФК «Система» Владимира Евтушенкова из администрации Пензенской области. По мнению Глазунова, чаще всего госкорпорации нанимают гендиректорами крупных чиновников, потому что госкорпорации по вполне понятным причинам сильно зависят от государства.

Сейчас государство – ключевой заказчик во многих отраслях, компании борются за госзаказы и поэтому нуждаются в руководителях, которые обладают связями и умеют вести дела с госорганами, считает Роман Тышковский, управляющий партнер Odgers Berndtson. Им легче наладить частно-государственное партнерство, объясняет Юлия Крижевич, управляющий партнер московского офиса Magnum Hunt Executive Search.

Опыт в госсекторе ценится только в госкорпорациях и в отраслях со значительным госрегулированием – в большинстве коммерческих компаний он, наоборот, является недостатком, говорит Тарнопольская. Она знает топ-менеджеров, которые в кризисные годы ушли на госслужбу, а теперь пытаются вернуться в коммерческий сектор. Однако частные компании не хотят их брать, потому что опасаются, что на госслужбе они разучились работать на результат.

Проверенные кадры

Тышковский говорит, что компании часто просят найти молодого гендиректора, который бы хорошо разбирался в новых технологиях и был готов внедрять смелые инновации. Они все меньше склонны нанимать гендиректорами топ-менеджеров старше 50 лет, потому что те, хоть и обладают руководящим опытом, хуже чувствуют новые тренды, нежели их более молодые коллеги.

Новый взгляд нужен в промышленности, например в машиностроении и целлюлозно-бумажном производстве, говорит Крижевич. Предприятия часто нанимают гендиректоров из других отраслей и ждут от них новых идей и подходов.

Однако большинство нанимателей склонны искать кандидатов не столько в других отраслях, сколько в собственных рядах. По данным Spencer Stuart, в 2018 г. 62% компаний (против 60% в 2017 г.) нанимали руководителей из своей группы компаний. В среднем новые назначенцы успели проработать в компании 8,3 года. Если же компании нанимали гендиректора со стороны, они отдавали предпочтение топ-менеджерам с отраслевым опытом.

Недавно крупный аэропорт искал директора по стратегии, вспоминает Дорфман. Кандидатуры без отраслевого опыта даже не рассматривались, говорит он. Первому лицу отраслевой опыт нужен обязательно – без него в нынешних жестких условиях построить конкурентоспособный бизнес невозможно, считает Дорфман.