Как кризис в Грузии сказался на малых и средних предпринимателях

И что они изменили в своем бизнесе
Варвара Гранкова

Выпускник СПбГУ Рамин Джинчарадзе несколько лет преподавал грузинский язык частным образом, а в 2017 г. основал в Санкт-Петербурге онлайн-школу грузинского языка AZRI.me. Помимо языка Джинчарадзе учит клиентов готовить грузинские блюда и рассказывает о местах, которые можно посетить в Грузии. 75% его клиентов – россияне, планирующие переехать или отправиться в путешествие в Грузию. Джинчарадзе говорит, что за последний год обучил более 3000 человек.

В 2018 г. его бизнес пострадал от запрета на использование Telegram в России. Предприниматель обучал учеников в этом мессенджере и потерял 1 млн руб. Тогда он решил перенести часть бизнеса в Грузию.

Решение полностью уйти с российского рынка созрело у него в июне: после обострения отношений между странами продажи AZRI.me резко упали и количество учеников сократилось, жалуется Джинчарадзе. Он и раньше хотел перевести обучающие пособия на английский и переориентировать продажи на европейских потребителей. Теперь европейцы, надеется он, станут основными клиентами.

Большинство грузинских предпринимателей, работающих в России, обеспокоены, как развивать бизнес, многие взяли кредиты и теперь боятся последствий кризиса в отношениях двух стран, говорит президент общественной организации «Федеральная грузинская национально-культурная автономия в России» Георгий Цурцумия.

Вы видите часть этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью
Подарки за годовую подписку