Как заработать на голубых медведях, разбитых сердцах и розовых фламинго

И почему многие их покупают за приличные деньги
Ольга Белозерских вместе с мужем нашли идею для бизнеса, когда искали светильник для дома/ Личный архив

29-летняя Ольга Белозерских, выпускница Свердловского художественного училища им. Ивана Шадра, начинала карьеру дизайнером в местной типографии в 2010 г. Тогда в типографию стали названивать клиенты и интересоваться, можно ли изготовить деревянные таблички в виде романтических слов: «любовь», «верность», «счастье» и др. Это был популярный реквизит для свадебных фотосъемок. Молодожены и гости на свадьбах фотографировались с такими табличками в руках. Но вскоре в социальных сетях стало чересчур много фотографий «счастья» и «любви». Молодожены захотели таблички по индивидуальному заказу – с фамилией или датой свадьбы – и начали искать тех, кто сможет их сделать. Типография, в которой трудилась Ольга, деревянных надписей не выпускала. Белозерских рассказала эту историю мужу. Максим Белозерских работал тогда в местной телекоммуникационной компании специалистом по связям с общественностью. Он подумал, что деревянные таблички – подходящая идея для бизнеса. В 2015 г. он открыл мастерскую деревянной фотобутафории «Яркие идеи». Три года спустя, когда деревянные таблички стали выходить из моды, Белозерских открыли также мастерскую неоновых вывесок MOM Decor. Бизнес небольшой, но прибыльный. Сейчас выручка двух мастерских составляет около 200 000 руб. в месяц, примерно половина – прибыль.

Все для свадьбы

Деревянные надписи – простое изделие, но Белозерских с деревом никогда не работал и нашел подрядчика, занимавшегося резьбой лазером и гравировкой. Шкурил и красил заготовки сам по вечерам после работы.

Чтобы найти клиентов, Максим в 2014 г. зарегистрировал группу во «В контакте». И тратил на ее продвижение около 5000 руб. в месяц – группу может завести любой, но клиентов не будет, если не вкладывать деньги, объясняет Максим. Первыми заказчиками были пары, праздновавшие годовщину супружеской жизни. Белозерских принимали заказы 24 ч в сутки и были готовы изготовить все, что могло потребоваться для свадьбы: вешалки для платья невесты, монограммы на стены банкетных залов, фоторамки с датой свадьбы, указатели на место проведения торжества и др. Однажды даже выполнили деревянный логотип свадебного агентства.

Белозерских продавали фанерные таблички-надписи не только в соцсетях, но и на ярмарках рукоделия в Екатеринбурге. За место платили от 7000 до 20 000 руб. Изделия стоили от 400 до 4200 руб. за штуку. К концу 2014 г. поток заказов стал стабильным, и Максим и Ольга уволились с работы.

Фреза и лазер

Половина выручки уходила на оплату работы подрядчика. И в 2015 г. Максим решил купить станок и освоить резку по дереву – и делать не только свадебные таблички, но также подарочные таблички и фоторамки на заказ.

Фрезерный станок он выбрал самый дешевый, за 120 000 руб. с доставкой из Москвы. Пришлось потратить семейные сбережения. Дома его ставить было нельзя, слишком шумно и пыльно, и супруги арендовали маленькое помещение за 5000 руб. в месяц. Но изделия получились неровными, с браком. Белозерских покопался в интернете и понял, что сначала нужно наладить станок. Он его настраивал месяц по инструкциям из интернета. А потом выяснилось, что купленный станок не годится для мелких деталей, и пришлось опять обращаться к подрядчику.

Продажи выросли вдвое, но появилась проблема: клиенты хотели получить готовую табличку через 1–2 дня, а подрядчик не успевал выполнить заказы. Белозерских теряли до пяти заказов в неделю. Целый год супруги копили на более совершенный лазерный станок. И в 2016 г. Максим купил его за 280 000 руб. и стал сам вырезать сложные конструкции. Фанера, которую закупали на строительном рынке, для лазерного станка не подходила – из-за шероховатой поверхности. Максим нашел поставщика профессиональных стройматериалов в Екатеринбурге.

Звериные стеллажи

«Деревянные таблички уже два года как вышли из моды. Они даже стали считаться признаком дурного вкуса. Сейчас дерево используют только для украшения стола и упаковки подарков», – говорит свадебный распорядитель, руководитель агентства Hello Family Ирина Соколянская. Белозерских почувствовали это на себе, когда выручка начала снижаться. И стали искать решения.

Белозерских придумали необычные книжные стеллажи: полочные конструкции с силуэтом полярного медведя, бегемота, пумы, носорога, слона и таксы. Максим нашел в соцсетях фрилансера из Молдавии, который разрабатывал эскизы и чертежи фигурной мебели из фанеры, и заказал ему дизайн. Максим сам вырезал на станке детали, красил их в насыщенные цвета и собирал полки. Ольга выложила фотографии в соцсети и попросила пользователей проголосовать. Больше всего им понравился голубой полярный медведь за 14 000 руб.

Всего предприниматели изготовили на пробу семь стеллажей и привезли их на городскую ярмарку в «Ельцин-центр». За каждый просили около 10 000 руб. Однако их покупали неохотно – их цена сопоставима с ценой обычного комода, но комод или обычный простой стеллаж покупателю понятнее. Некоторые из стеллажей продали в соцсетях за полцены. Но продавать так дешево супруги не хотели: сборка занимала длительное время и требовала кропотливой работы, говорит Белозерских. От идеи пришлось отказаться.

Семья Белозерских / Личный архив

Голливудская вывеска

В 2018 г. Максим и Ольга решили исполнить детскую мечту – купить светильник в виде неоновой вывески из голливудских фильмов 1980–1990-х гг. Белозерских стал искать. Выяснилось, что неоновые светильники стоят дорого, примерно 9000 руб. за устройство 20 х 20 см. На специализированных форумах он узнал о так называемом гибком неоне – полимерном шнуре, внутри которого спрятаны крошечные светодиоды. Материал недорогой, к тому же его можно резать и сворачивать в фигуры или буквы. Гибкий неон идеально подходит для изготовления фотобутафории – неоновых вывесок, решил Белозерских.

Для обработки гибкого неона используются лазерный станок, шуруповерт, дрель, паяльник и плоскогубцы. Все это уже было в мастерской «Яркие идеи». Паять журналиста научил дядя.

917 000

браков было зарегистрировано в России в 2018 г., по данным Росстата

Пришлось потратить много усилий, чтобы найти подходящий неон, – в магазинах продавались материалы для отделки квартир и кухонь, для вывесок они не годились. Контакты поставщика шнура подсказали конкуренты из Москвы, к которым Максим обратился за советом. Белозерских закупили 30 м гибкого неона по цене 500 руб. за метр, а также провода и адаптеры для подключения к сети.

Сначала Белозерских тренировались на простых фигурах: сердечках и облаках. Максим вырезал основу из оргстекла, паял и присоединял провода, Ольга делала эскизы и приклеивала неоновую конструкцию к основе. «Вырезать у меня получалось лучше, чем приклеивать», – смеется Максим. Пришлось позаботиться о прочной упаковке – после того как вывеска, над которой супруги работали три дня, лопнула при транспортировке.

Первые неоновые светильники по цене 1000 руб. за штуку продавали на городской ярмарке Sandarina. Восемь штук супруги распродали за два дня. Их заметил управляющий магазина одежды и аксессуаров для молодежи Hard Store, который заказал сразу 25 светильников. В Hard Store они продавались уже по 2200 руб. за штуку и дороже. Подписчикам магазина в соцсетях больше всего понравился светильник в виде надписи «Урал». Позже Белозерских придумали вывеску специально для магазина Hard Store – «Урал молодость украл».

Неоновые вывески на свадьбах – свежий тренд, сейчас свадебные агентства рекомендуют использовать неоновые декорации, говорит Соколянская.

Неоновые вывески для свадьбы у Белозерских заказывает студия декора из Сочи Brunia Floral. Подсмотрели идею за рубежом, признается декоратор Карина Юнусова. Натуральные материалы и стиль кантри уже не актуальны – в моде решетки и неоновые огни. После свадьбы молодожены могут забрать вывески домой и использовать как светильники, говорит Карина.

Мастерскую неоновых фигур и вывесок назвали MOM Decor – по именам членов семьи: Максим, Ольга и Матвей (сын Белозерских). Сейчас на неон приходится 40% продаж мастерских Белозерских.

Стая фламинго

Оказалось, что все мастерские неоновых вывесок делают примерно одно и то же: вывески в форме фламинго, кактуса, разряда молнии, радуги, Юпитера и др. Их изготавливают и Белозерских, и много других мастерских в России и Китае. Представители петербургской студии NeonLion уверяют, что предлагали фигуры фламинго и надпись «стиль» задолго до появления MOM Decor. Партнер адвокатского бюро «Андрей Городисский и партнеры» Елена Городисская считает, что производители неоновых вывесок могут предъявлять претензии друг другу только при условии регистрации промышленного образца. Но он ни у кого не зарегистрирован.

Две трети клиентов не довольствуются стандартным кактусом или фламинго и просят разработать индивидуальный дизайн, говорит Максим. Как правило, это молодежь и владельцы баров, кофеен и салонов красоты.

В 2019 г. Максим зарегистрировал мастерскую MOM Decor в международной социальной сети Etsy, где продаются изделия ручной работы. С начала года они отправили 27 заказов в Швецию, Францию, США и Сингапур. Вывески MOM Decor на Etsy стоят от $55 до $300 – это дешевле, чем у большинства конкурентов из Европы и США.

Заказ сделала известная французская панк-исполнительница La pieta, которая искала неоновую фигуру для продвижения дебютного альбома. Эскизы Белозерских делала специально для нее, певица выбрала красное разбитое сердце.

Музей неона

Теперь супруги загорелись идеей открыть музей неоновых вывесок в Екатеринбурге для туристов. Подобные музеи уже работают в Лас-Вегасе и Варшаве. Их создатели скупили старые неоновые вывески из США и Польши. В Варшаве около сотни вывесок выставлены в темном лофтовом пространстве, в Лас-Вегасе под открытым небом по вечерам загорается более 200 вывесок.

Белозерских хотят найти и восстановить старые советские вывески. Но после распада СССР их практически не сохранилось, говорит Максим. Поэтому основной частью экспозиции станут иностранные вывески и репродукции известных картин с элементами из гибкого неона. Но еще предстоит рассчитать бизнес-план.