Что нужно студентам от вузов в XXI веке

Молодежь поступает в вузы, чтобы решить одну из пяти задач
Варвара Гранкова для Ведомостей

Работодатели озадаченно вглядываются в пропасть между необходимыми им навыками и навыками, которые могут им предложить потенциальные сотрудники. По данным Всемирного экономического форума, чуть менее 30% компаний считают, что у них есть нужные кадры в области цифровых технологий, а опрос The Wall Street Journal показал, что 89% руководителей с трудом подбирают кандидатов с требуемым набором таких социально-психологических навыков, как командная работа, умение общаться и адаптивность.

Высшему образованию только предстоит выйти на новый уровень и преодолеть этот разрыв. Огромное количество студентов мало что могут вынести из обучения, и слишком многие – 40% – не осваивают четырехлетние программы за шесть лет.

Одна из причин таких неубедительных результатов состоит в том, что учебные заведения не понимают, чего учащиеся надеются достичь, поступая в университет. Иными словами, вузы не рассматривали задачу, которую ставили перед собой поступающие.

Профессор Гарвардской школы бизнеса Клейтон Кристенсен сформулировал теорию Jobs to Be Done («Задачи, которые должны быть выполнены»). В своей книге «Закон успешных инноваций. Зачем клиент «нанимает» ваш продукт и как знание об этом помогает новым разработкам» он пишет: «Приобретая продукт, мы, по сути, «подряжаем» его для выполнения той или иной работы», т. е. мы стремимся добиться результата в какой-то жизненной ситуации.

Теория Jobs to Be Done сложилась на основе многолетних исследований, которые один из авторов (Боб Моэста) проводил совместно с Кристенсеном начиная с середины 1990-х гг. Другой автор (Майкл Хорн) помогал применить работу Кристенсена к сектору образования с момента совместного основания Института Кристенсена в 2007 г. и написания в соавторстве книги Disrupting Class в 2008 г.

37%

руководителей российских предприятий, согласно исследованию Центра мониторинга развития промышленности, считают, что студентам вузов не дают хороших теоретических знаний, а 52% респондентов отмечают нехватку практической подготовки. В опросе участвовали 500 руководителей предприятий. Главные кадровые проблемы, с которыми они сталкиваются, – дефицит высококвалифицированных рабочих и инженеров (их упомянули 51 и 42% опрошенных соответственно) и специалистов среднего звена: мастеров участков, технологов, бригадиров (30%) 

Теория полезна тем, что позволяет предсказать, как люди действительно будут поступать в определенных обстоятельствах (а не как они на словах собираются что-то сделать), и заостряет внимание на мотивах того или иного выбора. По сути, люди покупают продукты и услуги не как таковые, а как средства достижения определенной цели. Эта истина привела покойного профессора Гарвардской школы бизнеса Теодора Левитта к его знаменитой формуле: людям не нужно сверло для дрели диаметром четверть дюйма, им нужно просверлить отверстие диаметром четверть дюйма.

В исследованиях, проведенных нами за последние несколько лет, мы собрали более 200 подробных историй студентов, выбирающих ту или иную форму высшего образования – от четырехлетних университетских программ до муниципальных колледжей и от онлайн-обучения до курсов программирования. Мы проанализировали данные и выявили основные задачи, которые, с позиции студентов, должно решить высшее образование.

Мы обнаружили, что существует пять задач, ради выполнения которых люди поступают в вузы. Каждая из таких причин состоит из подталкивающих к принятию решения стимулов, которые варьируются от функциональных соображений («если я освою еще одну специальность, я получу повышение, и это оправдает затраты») до эмоциональных и социальных аспектов. Вот эти пять задач:

1. Поступить в лучшее учебное заведение

Студенты с такой задачей, как правило, хотят получить классический опыт обучения в университете с красивым кампусом и престижным названием, чтобы у них была возможность создать себя заново – в окружении новых людей, с коими прежде нечасто приходилось встречаться. Однако такие студенты редко думают о том, что будут делать после зачисления. Для них успех – это быть принятым.

Студент-математик с такой задачей сказал бы что-то вроде: «Я хочу получить степень по математике в Гарварде». Прогресс для этой группы – это оказаться в одном из лучших вузов (в их понимании).

Что делать учебным заведениям: многие вузы готовы решать эту задачу, потому что получить традиционное университетское образование стремятся многие студенты. Тем не менее количество учебных заведений, которые могут преуспеть в выполнении этой задачи, ограничено.

2. Оправдать ожидания

Такие студенты хотят соответствовать ожиданиям – например, родителей, друзей, консультантов, учителей, наставников или своего сообщества. Подобно тем, кто стремится попасть в лучшее учебное заведение, обучение в вузе они понимают как следующий логический шаг на жизненном пути. Также у них нет других вариантов (или они их не видят). Хотя эти студенты безразличны к своему выбору, они успокаивают себя тем, что образование обеспечит им некую подушку безопасности и опору в будущем.

Студент с такой задачей размышляет, например, так: «Мама говорила, что у меня хорошо с математикой, поэтому я решил сюда поступить». Часто такие студенты ставили перед собой задачу попасть в лучший вуз, но не смогли поступить в университет своей мечты, а затем не увидели других вариантов, кроме как сделать то, чего от них ожидают.

Что делать учебным заведениям: рассмотрите возможность предложить учащимся сделать перерыв на год или позиционируйте себя как транзитный вуз – временный пункт назначения для студентов на пути к поступлению в нужное им учебное заведение.

3. Найти выход

Студенты с такой задачей хотят уйти со своей офисной работы, избавиться от сложившейся привычки, уехать из дома, от родных или из города, разорвать отношения в паре. Они хотят найти место, где у них будет поддержка и проставленная галочка в графе «высшее образование».

Студент-математик с такой задачей скажет: «У меня хорошо с математикой, поэтому я выберу математическую специальность, чтобы найти выход из сложившейся ситуации». Главное – вырваться из рутины, и, как только это случается, человек понимает, что задача решена. Как правило, мало кто задумывался, что делать потом, поэтому они тратят слишком много времени, усилий и денег на выбранный образовательный процесс.

Что делать учебным заведениям: перестройте программу первого года обучения, чтобы помочь студентам развивать свои увлечения и понять, что им нравится, а что нет.

4. Сделать шаг вперед

Студенты с такой задачей поступают в вуз, когда не могут найти себя в какой-то сфере жизни: они хотят уйти из компании или с текущей должности либо избавиться от какой-то привычки и готовы сделать шаг вперед и стать лучше. Они обычно чувствуют, что время уходит, им страшно подумать, что будет, если они ничего не предпримут. Они знают, что конкретные практические навыки или сертификаты помогут им снова встроиться в процесс. Студент с такой задачей может захотеть стать аналитиком данных, потому что это хорошо оплачивается и он понимает, что специализация в математике станет билетом в эту профессию.

Что делать учебным заведениям: формируйте программы с фиксированным набором образовательных форматов, которые позволят с наименьшими затруднениями прийти к желаемым результатам.

5. Сделать рывок

Студенты с такой задачей стремятся узнать больше и испытать себя, желая следовать четкому плану и получить определенные практические навыки или сертификаты. В жизни их все в целом устраивает, и теперь они могут выделить время и бюджет для реализации своего видения.

Такой студент интересуется математикой, потому что это поможет ему лучше наладить работу с существующими клиентами или из стремления к более глубоким познаниям. Студенту интересна сама изучаемая дисциплина, при этом у него нет такой же настоятельной необходимости повышать свой уровень, как в предыдущем описанном сценарии.

Что делать учебным заведениям: чтобы привлечь поступающих, сделайте программу (насколько это возможно) менее рискованной, а учебный процесс индивидуальным. В этом случае она будет соответствовать эмоциональным причинам, по которым ее выбрали студенты.

Выводы для вузов

То, что студенты с каждой из перечисленных задач выбрали математику, не означает, что все университеты должны принимать их на программы по математике и что все они будут во всех случаях соответствовать нуждам студентов. Тем не менее именно так рассуждают и поступают в большинстве колледжей. Стремясь угодить всем, большинство высших учебных заведений разработали универсальные предложения, которые удовлетворяют далеко не всех, и несут серьезные расходы в попытках угодить студентам с совершенно разными мотивами для поступления.

Вместо этого вузам стоит сделать трудный выбор. Им нужно определить, какую потребность они будут удовлетворять и какой соответствующий учебный процесс они должны предложить, чтобы помочь студентам успешно решить свои задачи. От этого будет зависеть, как должны быть устроены вузы, что они должны делать хорошо и что они должны делать намеренно плохо. Также это будет означать, что они не должны принимать студентов, планы которых не совпадают с планами учреждения.

До тех пор пока вузы не поймут, чего хотят студенты при поступлении, и не реорганизуют свою работу соответствующим образом, результаты всего образовательного сектора будут разочаровывать, а платить за это придется студентам, работодателям и обществу.

Об авторах: Майкл Хорн – соавтор книги Choosing College: How to Make Better Learning Decisions Throughout Your Life, директор по стратегическому управлению в Entangled Group и старший партнер компании Entangled Solutions, Соучредитель и заслуженный член Института подрывных инноваций Клейтона Кристенсена. Боб Моэста – соавтор книги Choosing College: How to Make Better Learning Decisions Throughout Your Life, соучредитель и президент ReWired Group, научный сотрудник Института подрывных инноваций Клейтона Кристенсена, приглашенный лектор в Гарвардской школе бизнеса, Школе предпринимательства Слоуна MIT и Школе менеджмента им. Келлога при Северо-Западном университете