Минтруд уточнил свою позицию по выплатам сокращенным работникам

Для сохранения среднего заработка на третий месяц требуется наличие статуса безработного
Из разъяснения Минтруда следует, что простого обращения работника в службу занятости в целях подбора подходящей работы и установления факта нетрудоустройства недостаточно для получения среднего заработка за третий месяц после сокращения/ Евгений Разумный / Ведомости

Нетрудоустройство в течение двух месяцев после сокращения является основанием для сохранения за работником среднего заработка в том случае, если работник своевременно обратился в службу занятости и получил статус безработного. Так представитель Минтруда в ответ на запрос от «Ведомостей» разъяснил новую позицию ведомства об основаниях осуществления данной выплаты.

По правилам ст. 178 Трудового кодекса (ТК) «в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения» работодатель обязан выплатить сокращенному работнику средний заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. Для этого нужно, чтобы в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения. Что именно следует понимать под «исключительными случаями», в законе не уточняется.

Как ранее писали «Ведомости», Минтруд в своем письме (№ 14-1/ООГ-6387) указал: «Тот факт, что уволенному работнику не удалось трудоустроиться в течение трех месяцев со дня увольнения, и является исключительным случаем». Вместе с тем и Верховный, и Конституционный (КС) суды сходятся во мнении, что для принятия такого решения органом службы занятости одних формальных условий (своевременное обращение в службу занятости и отсутствие трудоустройства) недостаточно. Для этого необходимо наличие именно исключительных обстоятельств, установить которые и надлежит службе занятости.

Представитель Минтруда отрицает наличие противоречия между подходом ведомства и позицией КС. В определении КС, отмечают чиновники Минтруда, говорится, что службы занятости при решении вопроса о сохранении среднего заработка не должны действовать произвольно, признавая или не признавая тот или иной случай исключительным. Поэтому служба занятости, по словам представителя ведомства, руководствуется следующим принципом: «Такая выплата сохраняется за теми соискателями, кто своевременно обратился в центр занятости населения и состоит на учете в качестве безработного, добросовестно выполняя рекомендации центра занятости». Центры занятости, подчеркивают в Минтруде, максимально содействуют гражданину в поиске работы. Они не только подбирают подходящие варианты, но и помогают получить недостающие компетенции, помогают в составлении резюме и прохождении собеседований. «Поэтому тот факт, что гражданину не удалось трудоустроиться на подходящую работу, – пояснил «Ведомостям» представитель министерства, – действительно является исключительным случаем, требующим сохранения среднего заработка за зарегистрированным в качестве безработного».

Из разъяснения Минтруда следует, что простого обращения работника в службу занятости в целях подбора подходящей работы и установления факта нетрудоустройства недостаточно для получения среднего заработка за третий месяц после сокращения. Необходимо, чтобы гражданин именно получил и сохранил к третьему месяцу статус безработного, это и будет тем исключительным случаем, о котором идет речь в законе. В такой позиции есть своя логика, отмечает эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Анна Кикинская. «Чиновники приводят четкий критерий исключительности случая нетрудоустройства, не требующий от уволенного работника отдельно доказывать наличие у него каких-то дополнительных обстоятельств», – говорит она.

Но законодатель приобретение статуса безработного в качестве основания для оплаты более длительного периода поиска работы в ТК не указал, сохранив возможность правоприменителям признавать исключительными совершенно разные обстоятельства, указывает эксперт. Согласно сформировавшемуся в судебной практике подходу учитывается в первую очередь материальное положение уволенного и членов его семьи, а также степень активности гражданина в поиске новой работы. «Такой же формальный признак, как постановка на учет в качестве безработного, как правило, вообще не влияет на вывод об исключительности случая», – добавляет эксперт.

Сформулированный Минтрудом принцип определения исключительности фактически лишает права на сохранение среднего заработка сокращенных пенсионеров: получатели ряда видов пенсий, включая страховую пенсию по старости, не могут быть зарегистрированы в качестве безработных. Но до настоящего времени правоприменительная практика исходила из того, что подпавшие под сокращение пенсионеры также могут рассчитывать на сохранение за ними среднего заработка на третий месяц после увольнения. Об этом, в частности, писал Роструд в письме от 27 октября 2005 г. Так же рассуждают и судьи, к примеру, Самарской области в определении от 22 августа 2016 г.

Госдума не может толковать закон, заявил «Ведомостям» зампредседателя фракции «Единой России» Андрей Исаев: «Мы проведем консультации по этому вопросу с Минтрудом. И при необходимости – можем внести поправки».