Российские работники назвали главными трендами рынка труда непрерывное обучение и гибридный формат работы

Но работодатели согласны с ними далеко не во всем
Андрей Гордеев / Ведомости

Эксперты консалтинговой компании «Яков и партнеры» (бывшая McKinsey) и платформы по поиску работы HeadHunter (hh.ru) на основе опроса 1500 работников и соискателей из 23 отраслей провели исследование о ключевых трендах рынка труда до 2030 г. Основной вывод исследователей – наибольшее влияние на рынок труда окажут непрерывное обучение (всего 77%), гибридный формат работы (всего 71%) и рост требований к условиям труда (69%).

Сам по себе тренд непрерывного образования не новый, но в России этот тренд приобрел особое звучание именно сейчас, когда в стране идет ускоренная трансформация экономики и бизнес работает в быстро меняющихся условиях, которые несут компаниям новые вызовы и новые возможности, объясняет лидер направления «Навыки» в hh.ru Марина Дорохова. Это связано с распространением культуры инноваций и стартапов: компаниям приходится ориентироваться на навыки кандидатов, а потом развивать людей внутри организации.

Исходя из данных «Яков и партнеры» и hh.ru, о том, что непрерывное обучение «точно окажет влияние» на рынок труда, говорит 51% респондентов, а «скорее окажет» – 26%. Скептиков 13%, остальные затрудняются ответить.

В России резко выросла потребность в новых знаниях: компаниям надо развивать производство и технологии, искать новые управленческие подходы и подходы к общению с восточными партнерами из африканских и латиноамериканских стран, говорит Сергей Мясоедов, проректор РАНХиГС и директор Института бизнеса и делового администрирования.

Судя по опросу, готовы учиться для получения общих знаний и узкопрофессиональных знаний 57% российских работников, а 42% также хотели бы усовершенствовать такие навыки, как коммуникация, эмпатия, целеполагание, стрессоустойчивость, уверенность в себе. Но, как указывают авторы исследования из «Яков и партнеры» и hh.ru, характерно, что опрошенные россияне в 1,7 раза чаще ждут переобучения от высококвалифицированных сотрудников, нежели от неквалифицированных работников.

Между тем у высококвалифицированных сотрудников и так больше всех «непрерывного» обучения, отмечает директор Центра цифровой трансформации и анализа данных ВНИИ труда Владимир Джума. Переобучаться больше всех нужно не им, а среднеквалифицированным работникам, поскольку те относятся к наиболее востребованным группам сотрудников в текущих реалиях, полагает он.

Новые знания, в том числе руководителям, нужны в тех ситуациях, когда компания получила госзаказ, реорганизуется и переориентируется на другое производство, говорит исполнительный директор бизнес-школы «Мирбис» Федор Федоров. Навыки коммуникации требуются для улучшения отношений в постоянно меняющейся среде с подчиненными, клиентами, партнерами. Более того, обучение позволяет руководителям справиться с собственным стрессом – когда руководитель знает, как управлять процессом в реалиях нынешнего мира, он чувствует больше уверенности.

Кроме того, по данным опроса, лишь 15% респондентов готовы переобучаться самостоятельно, тогда как большинство ожидает в этом поддержки со стороны работодателей. Есть лишь отдельные категории работников, за обучение которых работодатель обязан полностью платить, это, например, врачи и медсестры, объясняет заместитель гендиректора по работе с персоналом управляющей медицинской компании группы «Артсмед» Татьяна Григоренко.

Кого спрашивали

Большинство опрошенных (42%) – работники или соискатели должностей в небольших компаниях с численностью персонала до 100 человек, еще 29% – в компаниях с численностью от 100 до 1000 человек. И только 3% респондентов – нынешние или потенциальные сотрудники крупного бизнеса от 20 000 до 50 000 человек.

Второй названный респондентами ключевой тренд ближайшего будущего – это гибридный формат работы, который предполагает совмещение очного присутствия в офисе в определенные дни и работы на удаленке в другие дни. 42% полагает, что точно, а 29%, что он, «скорее всего», окажет влияние на рынок труда.

Постковидная ситуация показала, что такой формат работы возможен и является устойчивой формой занятости: он дает необходимую гибкость сотрудникам, которые хотят больше уделять времени саморазвитию или лучше выстроить баланс между работой и повседневной жизнью, говорит главный эксперт hh.ru по рынку труда Наталья Данина. Она обращает внимание на данные исследования: 44% респондентов ожидают, что гибридный формат работы или возможность удаленной работы станет важной частью новых требований к социальному пакету.

Тем не менее работодатели относятся к гибридному формату не так однозначно. Например, в компании «Ланит» гибридные графики есть лишь в некоторых подразделениях, рассказывает директор по персоналу группы компаний Ирина Бармина. По ее словам, в основном в таком формате работают специалисты производственных подразделений (например, разработка ПО). Графики строятся по-разному в зависимости от потребностей бизнеса в присутствии сотрудника в офисе.

Бармина признает, что в целом гибридный формат работы может быть довольно эффективным, но, если специфика деятельности требует от сотрудника большого количества коммуникаций, некоторые вопросы гораздо проще решить в офисе. Кроме того, если в гибридном формате работа и личная жизнь сотрудника начинают смешиваться, а восприятие рабочего дня 9.00–18.00 остается прежним, его эффективность нередко падает. Например, на удаленке сотрудник в 12.00 идет к зубному, парикмахеру или же меняет резину автомобиля, а в 19.00 удивляется, что вынужден задерживаться.

Гибридный график эффективнее полной удаленки, но работа в офисе еще эффективнее, полагает управляющий партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев. В его компании есть сотрудники, которые работают в графике 3/2 или 4/1, но у них стоят достаточно жесткие KPI, которые надо выполнять. Если сотрудник KPI не выполняет, ему приходится выходить в офис. «Работодателям гибридные графики часто не нравятся, но они идут на поводу у работников, потому что в условиях дефицита кадров в России сложился рынок работника, где именно сотрудник диктует условия работы, а работодатель подстраивается, потому что боится сотрудника потерять», – объясняет Андреев. Он тем не менее видит и другую тенденцию: работники, которые долго работали на удаленке или в гибридном формате, просятся обратно в офис, потому что понимают, что в комфортных домашних условиях не могут выполнить все поставленные перед ними рабочие задачи в срок.