Статья опубликована в № 4280 от 15.03.2017 под заголовком: Как советам директоров доказать акционерам свою управленческую полезность

Чем сейчас должны заниматься советы директоров

Что им надо делать,чтобы доказать управленческую полезность
Игорь Беликов, руководитель Российского института директоров
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

В западной практике совет директоров публичной компании – это прежде всего орган надзора за деятельностью менеджмента. Так исторически сложилось из-за распыленной структуры собственности, разграничения собственности и оперативного управления в зарубежных компаниях, развитости рынка труда управленцев высшего звена. Для российских публичных компаний характерна очень высокая концентрация собственности. Основные акционеры напрямую взаимодействуют с менеджментом компаний (или сами являются топ-менеджерами) и устанавливают с ним тесные отношения. Иными словами, в качестве основного партнера они выбирают менеджмент, а не совет директоров. В результате советы директоров играют формальную роль в большинстве российских компаний.

Надежды на то, что наши контролирующие акционеры существенно расширят реальные права советов ради повышения рыночной капитализации и привлечения миноритарных инвесторов, не оправдались. Мажоритарные собственники сегодня уже не так, как прежде, верят в рост капитализации компаний, потому что российская экономика значительно утратила привлекательность для западных инвесторов, внутренний спрос на инвестиции снизился, а возможности перехода контроля над крупными российскими компаниями к зарубежным инвесторам ограничены по политическим соображениям. Законодательно принудить мажоритариев наделить советы реальными полномочиями невозможно, пока в России будет сохраняться прежняя сверхконцентрация собственности. Законодательный нажим приведет лишь к тому, что компании будут имитировать полноценную работу советов.

Побудить контролирующих акционеров повысить роль советов директоров может разве что невысокое качество менеджмента в российских компаниях. По данным различных исследований 2015–2016 гг., доля компаний с сетевым управлением и гибкими корпоративными системами в мире составляет 61%, в России – 36%. В мире программы подготовки лидеров соответствуют стратегическим целям больше чем в 60% компаний, в России – меньше чем в 40%. В мире в 42% компаний программами развития охвачены все менеджеры вплоть до среднего и низшего звена, а в России – только в 18%.

Чтобы создать авторитет у контролирующих акционеров, советам придется постепенно доказывать свою управленческую ценность. И главный путь – заняться профессиональным развитием менеджмента и сосредоточиться на нестандартных подходах к решению управленческих проблем.

Preloader2
Полная версия доступна только подписчикам
Подписка на «Ведомости» — это:
  • Доступ к материалам с любых устройств на сайте и в приложении
  • Свежий номер в разделе «Газета»
  • Возможность комментировать статьи
  • Общее избранное на всех устройствах
  • Возможность делиться закрытыми материалами с друзьями
Подарки для годовых подписчиков
  • {{gift}}
Полная версия доступна только подписчикам
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more