Статья опубликована в № 4433 от 20.10.2017 под заголовком: Советы менеджера: Как малому бизнесу приготовиться к банковской проверке

Как малому бизнесу готовиться к банковским проверкам

Надо начать с тщательной проверки всех своих контрагентов
Максим Солнцев, председатель правления СДМ-банка

Этим летом ЦБ принял несколько новых документов, которые требуют от банков дополнительно усилить контроль за клиентами. Это напрямую затрагивает интересы малого бизнеса.

Одна из главных задач банковского контроля – выявлять организации, которые не ведут реальной деятельности, а используются владельцами для перевода безналичных денежных средств в наличные, ухода от налогов или получения незаконного возмещения НДС из бюджета, для вывода денег за рубеж. В новых методических рекомендациях ЦБ конкретизировал признаки, свидетельствующие, что организация не занимается реальным бизнесом: отсутствие у компании выплат зарплаты или ее выплаты в минимальном размере, отсутствие платежей, которые сопровождают хозяйственную деятельность, а также минимальные налоговые и другие обязательные платежи – ниже 0,9% дебетового оборота по счету.

Банки выявляют клиентов, операции которых имеют эти признаки, изучают их и, если их подозрения подтверждаются, отказывают в дальнейшем проведении операций, а также в одностороннем порядке расторгают договор банковского счета. О подобных действиях банки обязаны информировать ЦБ, который, в свою очередь, направляет эту информацию во все банки страны. Эта мера была введена для того, чтобы затруднить работу однодневок и других компаний, пойманных на нарушениях законов. Раньше однодневки, получив отказ в обслуживании в одном банке, могли спокойно открыть счет в другом. Чтобы пресечь эту практику, банки по собственной инициативе начали обмениваться информацией о неблагонадежных клиентах, а теперь этот обмен уже стал обязательным. Сейчас у подозрительной компании куда меньше шансов открыть счет в другом банке, ведь за это самим финансовым организациям грозят проверки и санкции со стороны регулятора. Кроме того, банки ужесточили требования не только к самим компаниям, но и к их контрагентам и транзакциям, которые проводят контрагенты. Банк хочет понимать, с кем именно сотрудничает его клиент.

Так как ответственность за выбор контрагентов лежит на самой компании, необходимо делать тщательную проверку клиентов, тем более что проверка контрагента не отнимает много времени и не требует фантастических затрат.

Перед заключением соглашений с потенциальным партнером проверьте по базе данных ФНС его регистрационные данные, руководство, адрес, реквизиты, загляните на его сайт, чтобы убедиться, что сайт обновляется и компания живая. Обратите внимание на действующие договоры аренды, банк, в котором обслуживается партнер, поищите в судебной базе данных информацию о судах, в которых он участвует, а по базе судебных приставов – какие против него ведутся исполнительные производства. Посмотрите, что пишут о компании в интернете, какие о ней есть отзывы. Это все – открытые источники, которые помогут вам лучше узнать контрагента. Если среди ваших партнеров есть иностранные фирмы, будьте готовы, что банк попросит у вас информацию о них и их конечных владельцах и будет дополнительно проверять эти компании, а также банки, в которых они обслуживаются.

Если банк все же заподозрил вас в чем-то нехорошем, в первую очередь он заблокирует сделку, которая показалась ему подозрительной. Следующим шагом банк потребует от вас предоставить документы, подтверждающие, что вы ведете реальный бизнес с этим или другим контрагентом. Вам предстоит доказать, что и вы, и ваш контрагент – действительно работающие компании.

Главное – занять конструктивную позицию и быть готовым к откровенному диалогу с банком. Можно пригласить представителей банка к себе в офис, показать торговые или производственные помещения, склады и т. д. Принесите в банк договоры, которые подтвердят ведение хозяйственной деятельности, акты приемки работ и услуг, действующие договоры на аренду помещений, подробное описание деятельности вашей компании, содержащее описание основных контрагентов, ссылки на их сайты, описание структуры собственности вашей компании и информацию о реальных собственниках бизнеса. Если у вас есть счета в других банках, возьмите у этих банков рекомендательные письма. За свою репутацию нужно активно бороться, ведь если банк расторгнет с вами договор, последствия могут быть болезненными для бизнеса.

Автор – председатель правления СДМ-банка