Как топ-менеджеру стать бизнес-ангелом

Шесть советов начинающим бизнес-ангелам

По приблизительным оценкам, сейчас в России 10 000 бизнес-ангелов, вкладывающих личные средства в перспективные стартапы, и это число стремительно растет. Чаще всего бизнес-ангелами становятся топ-менеджеры крупных компаний или владельцы малого и среднего бизнеса. Мотивы их различны. Одних привлекает высокая доходность венчурных инвестиций, другие следуют моде на инновации, третьи устали от рутины и хотят окунуться в интересную незнакомую сферу деятельности. Вот шесть советов начинающим бизнес-ангелам.

1. Избавьтесь от самоуверенности. Высокая самооценка, умение продавливать свою точку зрения могут сыграть с начинающим бизнес-ангелом плохую шутку. Признайте, что вы ничего не понимаете в венчурном бизнесе. Это особый мир со своими правилами, схемами мошенничества, центрами влияния и экспертами, на погружение в который уходят годы.

2. Не доверяйте первому встречному. Очень часто первые инвестиции бизнес-ангел делает случайно: познакомился с основателями стартапа на вечеринке или конференции, услышал об интересной идее от партнера или подрядчика и т. п. Но именно случайные инвестиции чаще всего оказываются провальными. Если вам понравилась идея и энергия основателей стартапа, возьмите пару недель или месяцев на экспертизу проекта и сбор информации. Не работайте с теми, кто говорит, что деньги нужны сейчас или никогда, – либо это блеф, либо проект находится на грани банкротства. Обычно стартап планово убыточен не один год, поэтому основатели будут рады деньгам и через полгода.

3. Ответьте на вопрос, почему кто-то пожелает взять ваши деньги. Во всем мире и в России наблюдается дефицит хороших проектов, а не денег. Лучшие стартапы часто за считанные дни находят инвесторов, отдавая предпочтение наиболее известным или обладающим экспертизой и связями в конкретной отрасли. Подумайте, что можете предложить разборчивым основателям стартапа вы. Личную репутацию на ключевом для стартапа рынке? Знакомства со стратегическими инвесторами или крупными клиентами? Умение общаться с госорганами? Если основатели стартапа готовы безоговорочно взять ваши деньги, поинтересуйтесь, почему они до сих пор не нашли инвестора. Обращался ли стартап к другим бизнес-ангелам и венчурным фондам и почему получил отказ?

4. Посетите мероприятия для венчурных инвесторов и основателей стартапов. Это позволит узнать о текущих тенденциях, познакомиться с другими стартапами, узнать, насколько выбранный вами проект интересен другим инвесторам. Регистрироваться на такие конференции следует как «инвестор» или «VIP-гость» – тогда с вами пожелает познакомиться больше людей. Самые крупные мероприятия в сфере венчурных инвестиций в технологии – Startup Village, «Открытые инновации» и GoTech.

5. Найдите партнеров. Первые сделки лучше совершать в синдикате с другими инвесторами, это снижает риск ошибки, а также дает возможность поучиться у других. Можно обратиться к известным бизнес-ангелам или венчурным фондам, которые вкладываются в стартапы на ранней, посевной, стадии. Лучше пообщаться со многими потенциальными партнерами. Стоит спросить об их результатах, узнать, по какому принципу они выбирают проекты и какие преимущества, кроме денег, обычно приносят в проекты. У будущих партнеров, скорее всего, возникнет вопрос и к вам: зачем им иметь дело с начинающим бизнес-ангелом, пусть топ-менеджером уважаемой компании? Важно убедительно описать им те самые дополнительные выгоды, которые вы принесете в совместные проекты.

6. Собирайте портфель. Если вы нашли перспективный стартап, это не значит, что вас априори ждет успех. У стартапов высокая смертность. Проект развивается медленнее, чем ожидалось, появились конкуренты, из стартапа ушли ключевые сотрудники и т. п. По статистике, 90% стартапов, даже в Кремниевой долине, тихо умирают. Лучше заранее распрощайтесь с вложенными деньгами – это позволит вам иногда идти на повышенный риск, а только он на венчурном рынке приносит высокий доход.

Для снижения риска следует придерживаться известного правила диверсификации, т. е. вложить деньги в несколько разных компаний. После сделок надо подождать полгода-год, чтобы понаблюдать за развитием компаний и сделать первые выводы о том, каково это – стать бизнес-ангелом.