Статья опубликована в № 4617 от 26.07.2018 под заголовком: Если увольняется лучший сотрудник

Если лучший сотрудник принес заявление об уходе

Самое сложное для руководителя – выявить истинные причины увольнения
Людмила Клепова, руководитель отдела подбора персонала компании Atsearch
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Если руководителю неожиданно кладет на стол заявление об уходе лучший сотрудник, первый порыв у большинства менеджеров – повысить зарплату. Но такое решение если и повлияет на настрой увольняющегося, то вряд ли надолго. Дело в том, что решение об уходе человек принимает по совокупности причин, многие из которых он скрывает или даже не осознает. Как же удержать такого сотрудника?

1. Проявите доброжелательность и готовность разобраться и помочь. Негативные эмоции – гнев, обида, негодование, страх – вряд ли помогут удержать сотрудника. Следует отложить любые переживания на потом и настроиться на конструктивный диалог.

2. Будьте настойчивы, выясняя причины ухода. Определить истинные причины помогут следующие вопросы:

Как ты представляешь свою идеальную работу?

Что бы ты хотел изменить в текущей работе, чтобы она стала идеальной?

Какие три самые важные выгоды ты видишь в предложении другого работодателя (если сотрудник говорит, что получил предложение от другого нанимателя)?

Эти вопросы сработают при условии, что ваши прежние отношения с сотрудником были уважительными и доброжелательными.

Практика показывает, что сотрудник часто скрывает истинную причину увольнения, туманно ссылаясь на семейные обстоятельства, усталость, необходимость смены карьеры и т. п. Почему?

Он стесняется. Не каждый может открыто заявить, что ему нужно больше денег, наскучил проект или досаждает несносный коллега.

Решение: предложите сотруднику подумать и написать, какие изменения в свою работу и условия труда он хотел бы внести, коротко и по существу – зарплата, функции, команда, график и проч. Большинству людей проще изложить пожелания на бумаге, чем вслух в разговоре с боссом.

Сотрудник считает, что его проблемы не важны для вас, особенно если это проблемы семейные.

Решение: скажите сотруднику, что личные обстоятельства всегда отражаются на продуктивности сотрудника и вы это понимаете. А позитивный настрой сотрудника и наличие у него сил для эффективной работы важны и для вас, и для компании в целом. Поэтому вы готовы вникнуть в его затруднения и совместно найти лучший выход.

Сотрудник боится, что его жалобы и требования разозлят шефа и тот начнет искать ему замену.

Решение: скажите, что знаете о его страхах, и постарайтесь их развеять, убедите, что считаете его ценным сотрудником и готовы рассматривать варианты улучшения условий его труда, потому что и вы, и компания проиграете от его ухода.

Сотрудник, да и весь коллектив считает вас деспотичным и не терпящим возражений начальником. Он не верит, что вы захотите что-то менять.

Решение: объясните, что повседневные рабочие отношения – это одно, а неординарная ситуация, такая как уход ценного сотрудника, – совсем другое и вы готовы совместно искать выход из положения.

Сотрудник просто больше не хочет работать под вашим началом.

Решение: согласиться и пожелать сотруднику удачи на новом месте работы. Но нужно сделать выводы. Бывает, что люди не могут сработаться. Но, возможно, вам следует пересмотреть стиль руководства и общения с коллективом? Задайте сотруднику вопрос о конкретных случаях, когда вы, по его мнению, были не правы. Какие эмоции они вызвали у сотрудника? Нужно учиться на своих ошибках.

3. После выяснения причин ухода сотрудника главный вопрос – в силах ли вы изменить сложившееся положение дел, дабы сотрудник передумал увольняться. Не обязательно сулить золотые горы сразу во время беседы. Достаточно сообщить, что вы вернетесь с предложением в конкретные сроки. Но не слишком затягивайте – до конца дня желательно поделиться конкретными идеями с сотрудником.

4. Не сжигайте мосты. Дайте специалисту понять, что, если он разочаруется в новой компании, вы всегда примете его обратно. Очень возможно, что сотрудник вернется раньше, чем вы подыщете ему замену. А если вы вспылили и расстались врагами, уволившийся сотрудник вряд ли обратится к вам за помощью.

5. Главное – во время беседы продемонстрировать высокую лояльность к сотруднику, она может побудить его отказаться от увольнения.

Вот реальная история руководителя отдела продаж IT-продуктов в сервисной компании. Долгое время все им были довольны – и коллеги, и коммерческий директор. Но потом подчиненные стали жаловаться на рассеянность и беспричинные вспышки гнева шефа, а продажи отдела начали падать. Коммерческий директор вызывал менеджера на ковер, устраивал разносы. Через несколько месяцев менеджер принес заявление об уходе, и удерживать его никто не стал. И напрасно. Замену компания искала полгода и в результате наняла более слабого сотрудника. Позднее выяснилось, что у уволившегося руководителя отдела продаж родился малыш, очень беспокойный и болезненный. Им с женой приходилось ночью дежурить по очереди, качать ребенка, и на работу не оставалось сил. Они так устали, что решили уехать в отпуск сразу на три месяца, взяв с собой няню. Но выбивать столь долгий отпуск у коммерческого директора, который не проявлял ни малейшего желания вникать в проблемы сотрудников, менеджер не решился и просто уволился.

Мог ли коммерческий директор удержать этого сотрудника? Конечно. Если бы он повел себя лояльно, выяснил причины и предложил простой выход – отпуск, пусть за свой счет, компания не потеряла бы специалиста, которому она так и не смогла найти достойную замену.

Читать ещё
Preloader more