Статья опубликована в № 4733 от 16.01.2019 под заголовком: Чек-лист: выживет ли компания

Выживет ли компания, в которой вы работаете

Шесть вопросов, которые должны задать себе собственники, менеджеры и сотрудники
Андрей Заутер, партнер компании Strategy Partners

В ближайшие годы многие компании могут исчезнуть, а представители множества профессий обнаружат, что на рынке труда они просто не нужны. В сентябре прошлого года Всемирный экономический форум (ВЭФ) при участии Strategy Partners выпустил доклад Future of Jobs 2018. Подсчеты показали, что цифровая трансформация, через которую проходит мировая экономика, к 2022 г. уничтожит 75 млн рабочих мест в 20 странах – участницах исследования. При этом еще 133 млн позиций будут дополнительно созданы, так что в целом рынок труда расширится. Но разброс по странам и отраслям огромный. Не говоря уже о судьбах отдельных ниш и компаний. Так что шанс оказаться на обочине велик – особенно в России.

С учетом неформальной занятости и скрытой безработицы на крупных предприятиях, где сокращения не проводят по политическим и социальным причинам, уже сейчас десятки миллионов людей в стране не могут найти себе место на рынке труда. Наше совместное с ВЭФом исследование показывает, что перспективы не радуют. В нашей стране менеджеры гораздо менее склонны переобучать своих сотрудников, чем в среднем по миру. Они скорее наймут новых или автоматизируют работу, заменив людей алгоритмами и машинами. Лишних компаний тоже хватает. На общемировом фоне подавляющее большинство наших компаний выглядит не очень хорошо. Производительность труда в 2–3 раза ниже, чем в развитых странах или даже в бурно развивающихся. Как понять, что вы работаете в лишней компании? Надо ответить на несколько вопросов.

- Ваша компания неконкурентоспособна или станет таковой в перспективе пяти лет? Это главный вопрос, часто достаточно его одного. Если ответ утвердительный, ищите скорее новую работу или, если вы руководитель или собственник компании, новую бизнес-модель. Если же вы оптимистичны или затрудняетесь с ответом – переходите к следующим вопросам.

- Ваша компания работает в отрасли, которая активно цифровизуется? От этого зависит, как скоро ее накроет цифровой тренд. Вверху рейтингов цифровизации отраслей – банки, страхование, IT, медиа. Ближе к середине – производство (в том числе автомобильная промышленность), торговля, услуги b2b. Внизу – производство потребительских товаров, строительство, индустрия гостеприимства. Верхушка рейтинга давно цифровизовалась и продолжает трансформацию нарастающими темпами. Середина неоднородна. Многие компании из отраслей, находящихся в середине рейтинга, не участвуют активно в цифровизации, продолжая работать так же, как 10–15 лет назад. Таких ждут очень тяжелые времена. Возможно, они стали лишними уже сейчас. Строительство, например, во всем мире считалось консервативной и не очень склонной к инновациям отраслью. Технология создания информационной модели зданий (Building Information Modeling, BIM), о которой несколько лет назад мало кто слышал, преобразила отрасль. BIM становится стандартом индустрии, а в России ее внедряют пока только лидеры рынка. А у компаний из отраслей, находящихся внизу рейтингов цифровизации, есть еще время, хотя его немного.

- Ваша компания – посредник? Если да, дела плохи. Независимо от индустрии посредники выдавливаются из бизнеса, потому что новые информационные каналы и системы позволяют связывать поставщика и потребителя напрямую. Только не нужно путать посредников и агрегаторов вроде Uber или «Яндекс.Такси». Они скорее создают экосистему, делают продукт дешевле и проще (в отличие от посредников).

- Вашим продуктом сложно пользоваться? Речь идет о барьерах, сложностях и заминках на любом этапе – от заказа и доставки до использования на производстве или в быту. Если честный ответ на этот вопрос «да» – вы в зоне риска. Срочно нужно упрощать все, что можно упростить, с помощью цифровых технологий. Это касается не только компаний с розничной клиентурой. Законы рынка для всех одинаковы.

- Находится ли ваш рынок и ваша компания в состоянии стагнации или сокращения? Стагнация рынка – первый опасный сигнал. Отсутствие роста выручки вашей компании – второй. Снижение прибыли – третий. Посмотрите на производительность труда, сравните с российскими и зарубежными конкурентами. Вы увидите, что во многом именно низкая производительность не дает расти. А причина низкой производительности – недостаточная технологичность.

- Наконец, существуют ли технологии, которые изменят ваш рынок в ближайшие годы? Известный пример: вы управляете автомобильным сервисным центром премиальной марки. Продажи оставляют желать лучшего, но автовладельцам приходится обслуживать машины, и вы спокойны за будущее – и зря. В электромобилях намного меньше движущихся частей, чем в традиционных автомобилях, чинят их гораздо реже, и через 10 лет ваша компания может просто закрыться. Новую бизнес-модель нужно искать уже сейчас, чтобы через 10 лет остаться в деле.

Если вы дали утвердительный ответ хотя бы на два из вышеперечисленных вопросов, вашу компанию, скорее всего, ждет мрачное будущее.

Читать ещё
Preloader more