Как Китай справляется с последствиями эпидемии

И какова судьба российского бизнеса в КНР

Китай выиграл войну с коронавирусом на своей территории. В китайские города пришла весна, холода в северной части страны отступают, в пустовавших в последние два месяца Шанхае и Пекине люди выходят на улицы и площади, начинают встречаться и осторожно общаться. То, как страна и китайское правительство будут выходить из сложившейся ситуации, сможет послужить примером для всего остального мира, который сейчас находится лишь в стадии погружения в новую реальность. 

Что будет с китайским ВВП. В недавно опубликованном докладе крупнейшего государственного китайского инвестиционного банка China International Capital Corporation рост ВВП Китая в 2020 г. определен в 2,6%. По мнению ряда китайских и западных экономистов, данная цифра излишне оптимистична. Чтобы оптимизм трансформировался в реальность, правительство должно вывести экономику практически на полную мощность в ближайшие три месяца.

Что предпринимает китайское правительство? Первый и самый очевидный шаг – стимулирование занятости и потребления.18 марта правительство издало постановление, направленное на поддержку занятости. Его пункты большей частью касаются незащищенных слоев: рабочих-мигрантов, сельских жителей, людей, занятых неквалифицированным трудом, недавних выпускников учебных заведений. Среди прочего государство субсидирует наем и сохранение людей на работе, гарантирует снижение налоговой нагрузки и ограничивает бюрократические процедуры. В целом данный подход коррелирует с идеей поддержки самых слабых звеньев цепи во время экономического кризиса для обеспечения социальной стабильности. Любопытно, что, несмотря на денежную подушку государственных банков, правительство осознанно избегает форсирования ипотечных займов в стране, поскольку считает эту меру краткосрочной и неэффективной.

Одновременно государство и крупный бизнес запускают акции для стимулирования индивидуального потребления. Так, например, города Нинбо, Ханчжоу, Нанкин начали распространение скидочных купонов совместно с гигантами онлайн-розницы Gomei и JD, а корпорация Alibaba осуществляет фокусную поддержку продавцов из маленьких городов и сельской местности с магазинами на электронной платформе «Таобао». 

Капитальные инвестиции. Китайское правительство свято верит в эффективность капитальных инвестиций. Однако, по мнению китайских экономистов, направления, приносившие наибольший эффект после кризиса 2008–2009 гг., не будут эффективны в 2020 г. Вместо строительства дорог, мостов, коммерческой недвижимости на первый план выйдут инвестиции в цифровую экономику (5G, искусственный интеллект, дата-центры, интернет вещей, автоматизация производства), в электросети, строительство подземного транспорта и развитие транспорта на альтернативных видах топлива. В ситуации, когда налоговые поступления сократились на 11%, Китай одобрил эмиссию муниципальных облигаций на сумму более 1 трлн юаней в I квартале. Львиная доля этих средств будет направлена на новые инфраструктурные проекты. 

Экспорт. «Мировая фабрика» заработает на полную мощность не раньше, чем закончится пандемия. Мы провели телефонный опрос производителей электрики в Чжэцзяне (одна из наиболее затронутых коронавирусом провинций Китая). По данным опроса, средние задержки производства заказов, размещенных до китайского Нового года (конец января 2020 г.), сегодня превышают 30 дней. Семь из десяти крупных производителей-экспортеров планируют выйти на 70% производства не раньше середины апреля. Среди основных форм государственной поддержки они отмечают помощь властей в ускорении процессов оформления новых приезжих рабочих, а также частичную компенсацию их проезда до места работы. Среди основных проблем отмечают нестабильность поставок сырья и неопределенность на рынке труда. Очевидно, что перебои ожидаются во всех без исключения цепях поставок, но наиболее сильными они будут в тех отраслях, которые как-то пересекаются с медициной. Например, китайские производители детских подгузников на юге Китая поднимают цены уже второй раз из-за экспоненциального роста стоимости сырья, которое помимо детских товаров используется также и для производства медицинских масок. Очевидно, что по мере того, как многие отрасли будут погружаться во вторичную волну кризиса, вызванную падением зарубежного спроса, ряд отраслей (в основном медицинские товары и оборудование) переживут экспортный бум и получат дополнительную поддержку государства в виде ускоренного возврата НДС, сниженных транспортных тарифов и т. д. 

Поддержка малого бизнеса. Уже сегодня ясно, что китайская экономика не вернется к своему прежнему состоянию: многие закрытые рестораны уже не откроются, многие рабочие-мигранты не приедут в восточные города на производства, трудолюбивые домработницы, которых в Китае зовут «Аи», вернутся в родные края – хозяева городских квартир предпочитают убирать свои квартиры сами, так как боятся инфекции. На недавней встрече в компании FoxConn премьер-министр КНР Ли Кэцян попросил большие компании делать авансовые платежи компаниям-поставщикам из малого и среднего бизнеса, но в указы эти обещания пока не трансформировались. При этом правительство обещает 500 млрд юаней в кредит по низким ставкам пострадавшему бизнесу.

Что происходит с российским бизнесом в Китае. Пока китайцы оптимистично цитируют знаменитые слова Маркса «Не было такого кризиса в истории человечества, который бы не компенсировался прогрессом», российский бизнес в КНР ожидает второй волны и готовится к увольнениям. Сложный февральский период многие живущие в Китае россияне пережидали в спокойной Юго-Восточной Азии. Сейчас часть вернулась в Китай, а часть застряла за его пределами на неопределенный срок – въезд иностранцам в Китай сегодня закрыт. В более выигрышном положении те российские компании, у кого есть сильный китайский штат в стране и бизнес не требует постоянного присутствия на производстве. Несмотря на ажиотажный спрос на китайскую продукцию в России в марте, очевидно, что еще до начала мая наша страна в полной мере ощутит падение спроса. В этих условиях доверие, прочность и кредитоспособность китайских партнеров могут стать ключевым фактором выживания многих российских бизнесов в трудные времена. 

В подготовке статьи принимала участие Светлана Саванович