Как правильно закрыть бизнес

У предпринимателя есть три варианта – какой выбрать?

Считается, что малый бизнес живет в среднем три года. Но пандемия грозит скорректировать и этот срок. Количество закрытых в 2020 г. юрлиц в 2,4 раза превысило число вновь созданных, что является худшим показателем за последние 18 лет, подсчитала FinExpertiza. В России ежегодно закрываются сотни тысяч компаний. Мы собрали рекомендации для предпринимателей, как правильно закрывать бизнес. 

Часто предприниматели вынуждены вести бизнес с невысокой рентабельностью, иногда – с долгами, сталкиваться с профессиональным выгоранием и с высокой трудоемкостью операций. В последний год все трудности усугубились из-за пандемии. Допустим, собственники взвесили все «за» и «против» и пришли к решению, что бизнес все-таки следует закрыть. Индивидуальному предпринимателю для этого достаточно подать заявление в налоговый орган, уплатить госпошлину, сдать отчетность в Пенсионный фонд и снять с учета кассовый аппарат. Для закрытия компании существует несколько способов. 

1. Ликвидация 

Кому подходит: компаниям, у которых активов больше, чем пассивов. 

Механизм: владельцы принимают решение о ликвидации и публикуют сообщение в «Вестнике госрегистрации», назначают ликвидационную комиссию. В течение двух месяцев комиссия принимает требования от кредиторов и проводит сверку активов. При этом все кредиторы не имеют к вам претензий, все их требования учтены и конфликтов нет. За два месяца работодатель обязан сообщить о предстоящем увольнении сотрудникам и осуществить все положенные по трудовому законодательству выплаты. Затем необходимо расплатиться с кредиторами, снять с учета кассовый аппарат, утвердить ликвидационный баланс, сдать налоговую декларацию, закрыть счет в банке. После завершения ликвидации оставшееся имущество распределяется между бывшими собственниками.

Нюанс: если вдруг на период ликвидации в компанию нагрянет внеплановая налоговая проверка, процесс может существенно затянуться. 

Сроки: ликвидация, как правило, длится до года. По нашей практике, бизнесу удается уложиться в 4–5 месяцев, если такой налоговой проверки не случится, и в срок около 9 месяцев – если это все-таки произойдет.

2. Банкротство 

Кому подходит: компаниям, у которых пассивы превышают активы. Кроме того, имеется много кредиторов и неоплаченных налогов, бизнес больше не развивается и нет источников роста. Суть процедуры банкротства – доказать, что у компании нет имущества для удовлетворения требований кредиторов. 

Механизмы: важно понимать, что у собственника нет возможности выбирать – начинать процедуру банкротства или нет, если дела идут плохо. Если у компании накопились неисполненные финансовые обязательства на сумму более 300 000 руб. более чем за 3 месяца, то данная процедура обязательна. Хочется этого собственнику или нет, но таков закон. 

Если признаков обязательного банкротства пока нет, есть возможность провести ускоренную процедуру банкротства: собственники компании принимают решение о ликвидации, а ликвидатор выявляет недостаточность имущества для удовлетворения всех требований кредиторов. В этом случае следует подача заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом и в отношении компании сразу вводится конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения.

При сумме долга свыше 300 000 руб. и при наличии подтвержденной судом трехмесячной просрочки погашения долга сторонний кредитор может инициировать в отношении компании процедуру уже принудительного банкротства. 

Нюансы: Все сделки, заключенные перед началом процедуры банкротства, сейчас отслеживаются (как минимум, за 6 месяцев до введения банкротства). На практике это означает, что если возникнет подозрение, что со счетов предприятия собственником выводились средства, то такие сделки могут быть оспорены. Кроме того, если в ходе процедуры удастся доказать, что компанией заключались рискованные или нерыночные сделки, собственнику грозит субсидиарная ответственность по долгам компании. Важно помнить, что сделки могут быть оспорены еще в течение трех лет. 

Сроки: это более длительный процесс, чем ликвидация, он может занять от 1,5 года до нескольких лет, так как в сложных случаях процедура затягивается. Из практики: основное количество банкротств проходит за 2–2,5 года (80%), в 10% случаев – в срок до 2 лет, также в 10% – 5–7 лет.

3. Реорганизация 

Кому подходит: собственнику, который потерял интерес к своему бизнесу, а бизнес жизнеспособен. Его можно продать или объединить с другой компанией.

Механизм: реорганизация может проводиться путем слияния, присоединения к другой компании, разделения на несколько других юрлиц, смены правового статуса. В результате образуется новое юридическое лицо, в котором владелец реорганизуемой компании может даже иметь долю.

Реорганизация начинается с принятия решения собственниками. Затем публикуется сообщение о реорганизации, о ней уведомляются кредиторы и дебиторы, а также увольняемые сотрудники, проводится инвентаризация имущества, утверждается передаточный акт – при слиянии, присоединении и преобразовании – или разделительный баланс при разделении. Компания снимается с учета в налоговых органах, регистрируется новое юрлицо. 

Нюанс: отдельно стоит отметить, что, пока сведения о компании содержатся в ЕГРЮЛе, бизнес считается действующим. Компания должна либо платить налоги, либо сдавать нулевые балансы и отчеты. Если она не подает признаков жизни в течение года, ее ликвидируют по решению налогового органа, что грозит директору и собственникам контрольных пакетов брошенных компаний дисквалификацией. В течение трех лет они не смогут ни создавать, ни занимать руководящие должности в новых компаниях. 

Сроки: реорганизация для ООО будет длиться примерено 4 месяца, для АО – 8 месяцев.

Принимая непростое решение о закрытии бизнеса, следует руководствоваться здравым смыслом: насколько реально договориться о реструктуризации задолженности с кредиторами, достаточно ли резервов для поддержания бизнеса на плаву и есть ли план действий на тот период, когда резервы закончатся. Если вы понимаете, что не осталось других вариантов, кроме закрытия, – идите на этот шаг. Как говорил успешный американский предприниматель Роберт Кийосаки: «Не бойтесь проигрывать, победители этого не боятся. Просто понимайте, что случившаяся сейчас «неудача» – это такая часть дороги к успеху в будущем».