Как корпоративные телефоны осложнили жизнь работодателям

Новые правила регистрации корпоративных SIM-карт

Недавно директор по персоналу крупной компании получил детализацию счета по служебному телефону сотрудника и обнаружил, что тот потратил на телефонную связь 200 000 руб. в летние месяцы. Номер не заблокировали, так как он был безлимитным, а счета оплачивались постфактум.

Оказалось, сотрудник был на временном удаленном режиме работы и уехал к семье в Крым, там же провел и отпуск. Все это время он пользовался телефоном. Где он находился конкретно, никто в службе персонала не знал, да и за звонками никто не следил. Вернуть средства было бы трудно, тем более что положения о пользовании мобильной связью в компании не было, а работник летом успешно выполнил все поставленные задачи. К счастью, он пошел навстречу и был готов обсудить возмещение затрат.

Перерасход средств на телефонах с корпоративными сим-картами не единственная проблема. Недавно законодатели создали еще одну. С 1 июня этого года сведения обо всех корпоративных телефонных номерах надо вносить в специальный реестр на портале госуслуг. Такие поправки в закон о связи были приняты еще 30.12.2020 федеральным законом № 533. Цели понятны – борьба с серыми и анонимными сим-картами и телефонным мошенничеством.

Однако эта борьба вновь ляжет на плечи работодателей. С начала лета данные по новым сим-картам надо загружать в специальный раздел на сайте госуслуг. Если договор с оператором связи заключен ранее, загрузить данные нужно до конца осени. Иначе с 1 декабря телекоммуникационные компании начнут блокировать номера. Это касается и сим-карт в онлайн-кассах, терминалах оплаты, модемах, шлагбаумах и т. д. Правда, для них сделали отсрочку до 2023 г.

Что это значит на практике? Вот компания приобретает сим-карты для сотрудников: руководителей, менеджеров по работе с клиентами. Чтобы использовать эти карты, данные сначала надо загрузить на портале госуслуг, а оператор связи должен проверить номера и убедиться, что информация есть.

Закон предусматривает два способа действий. Первый – сотрудник сам на портале госуслуг регистрирует номер, который ему дал наниматель. Второй – это делает компания, используя корпоративный аккаунт на портале госуслуг. В этом случае компания подает заявление, в котором указываются название компании, номера и фамилии сотрудников, за которыми закреплены эти номера. Первый вариант кажется проще. Но сначала нужно уведомить сотрудников, что они должны зарегистрировать номера, а потом еще и проверять, выполнили ли они просьбу. В любом случае у сотрудников должна быть учетная запись на портале госуслуг. Тех, у кого ее нет, наниматель может попросить зарегистрироваться, но обязать, а тем более наказать за отказ нельзя. Да и у самой компании должен быть аккаунт. Практика показывает, есть он не у всех и не все хотят его заводить. Но если нужны корпоративные сим-карты, без учетной записи на портале госуслуг не обойтись.

Оператор связи должен проверить номера, выданные работодателем. Если данных нет, он уведомит работодателя, а при отсутствии его реакции заблокирует номера. Но срока действия такого уведомления закон не называет, значит, компании надо отдельно указывать его в договоре с оператором. Закон не предусматривает ответственности работодателей за непредоставление сведений об абонентах. Но компания рискует финансово. Ей придется покупать новые сим-карты, возможно у другого оператора, если ее внесут в черный список. Телекоммуникационные операторы пострадают серьезнее. По ст. 14.1 КоАПа (предпринимательская деятельность без регистрации или лицензии) оператор может получить штраф в 40 000 руб. за нарушение требований, предусмотренных лицензией. И не ясно, за каждую незаблокированную сим-карту или за все карты сразу. Де-факто бизнес-процессы нарушатся и у работодателя, когда топ-менеджер или сотрудник на встрече с клиентом останется без связи.

Ситуация с персональными данными сотрудников, которые загружает работодатель, проще. По идее, нужно получать отдельное разрешение сотрудников, а так как компания исполняет требования закона, согласие не потребуется. Но хлопот у компаний меньше не станет. Если работник уволился, а его номер передали другому или если сотрудник потерял телефон, данные придется вносить заново.