Государство возьмет под управление часть региональных кинотеатров

Сами они не справляются с получением премьер от продюсеров и прокатчиков
С 2015 г. государство потратило на реконструкцию кинотеатров в малых городах более 4 млрд руб. /Сергей Портер / Ведомости

Государственный Фонд кино начинает программу поддержки региональных кинотеатров, рассказал «Ведомостям» представитель фонда. На декабрьском форуме «Российский кинобизнес» уже прошли образовательные семинары для кинотеатров. Программа стартует в 2020 г., когда государство фактически возьмет на себя управление репертуаром кинотеатров, отношения с прокатными компаниями и продюсерами и связанный с этим документооборот. Программой будет руководить Екатерина Бородачева, которая сейчас управляет «Российским кинобизнесом», знают несколько источников «Ведомостей». Представитель Фонда кино сообщил лишь, что Бородачева по трудовому договору с этой организацией занимается разработкой программы поддержки кинотеатров.

Речь идет о кинотеатрах в малых городах, реконструкцию которых уже оплатило государство: с 2015 г. на это было потрачено более 4 млрд руб. У огромной части населения России нет доступа к кинотеатрам, сетовал министр культуры Владимир Мединский, а российским продюсерам не хватает кинотеатров, чтобы отечественное кино больше зарабатывало. По данным аналитической компании «Невафильм Research», к октябрю этого года в России был отреконструирован 691 кинотеатр с 756 кинозалами. Это 14% от общего числа залов в стране.

Главная проблема таких площадок – низкая посещаемость. В малых городах ниже заработки, и, как следствие, их жители реже ходят в кино. Это признает и Мединский: в начале года он говорил, что треть кинотеатров, открытых по программе кинофикации, работает с низкой нагрузкой. В 2018 г. реконструированные кинотеатры посетило 6,8 млн человек, они заплатили за билеты 1,2 млрд руб., сообщал «Ведомостям» Фонд кино. Это 3,4% всех зрителей страны, но лишь 1,2% общей кинокаccы.

Из-за низкой посещаемости у кинотеатров возникают проблемы с прокатными компаниями, которым невыгодно предоставлять фильмы таким площадкам. Осложняет ситуацию и то, что, как правило, управляют заново открытыми кинотеатрами люди, которые никогда не занимались кинобизнесом либо занимались им очень давно, объясняла старший аналитик «Невафильм Research» Ксения Леонтьева. Бородачева согласна, что площадкам катастрофически не хватает профессиональных знаний.

О запуске программы поддержки субсидированных кинотеатров Фонд кино заявил в середине года, но тогда его сотрудники не раскрывали никаких деталей. Именно фонд ежегодно отбирает площадки, которые хотят получить деньги – максимум 5 млн руб. – на реконструкцию, т. е. на покупку нового проектора и экрана, установку кресел и т. д.

Теперь фонд предлагает кинотеатрам взять на себя все взаимоотношения с прокатчиками, гарантировать им своевременные платежи за фильмы, оплачивать доставку копий фильмов и рекламных материалов, объясняет Бородачева. За это фонд будет брать комиссию как агент – примерно 3,8% от общей кассы фильма или 7,5% от той половины кассы, которую оставляет себе кинотеатр и перечисляет оставшееся прокатчику и продюсерам картины. Это заметно меньше, чем берут частные агенты, указывает Бородачева, также фонд не будет требовать минимального гарантийного платежа. Комиссия не позволит фонду окупить затраты на программу поддержки, признает Бородачева: «Но наша главная задача – увеличить посещаемость площадок, сделать, чтобы зрители пошли в кино». Чтобы привлечь аудиторию, фонд будет предоставлять кинотеатрам не только российские фильмы, но и крупные голливудские блокбастеры.

Директор сети кинотеатров «Премьер-зал» Владимир Петелин говорит, что частные агенты берут до 10% от доли кинотеатра и, как правило, настаивают на минимальном платеже. «Премьер-зал» активно работает с субсидированными кинотеатрами, но оборот далеко не каждой площадки достаточен, чтобы она могла позволить себе услуги агента. Если фонд сможет увеличить посещаемость отсталых площадок, это поможет всему рынку, добавил он.

Прокатчики также рассчитывают, что фонд возьмет на себя взаимоотношения с небольшими площадками. Если фонд гарантирует поступление платежей, мы готовы поставлять ему копию картин, говорят сотрудники трех крупных кинопрокатных компаний.

Пока фонд договорился об управлении репертуаром с 41 кинотеатром, знает Бородачева. Она предполагает, что к концу 2020 г. таких площадок будет около 150.