Спонсоров премии «Муз-ТВ» хотят привлечь за пропаганду гомосексуализма
Решение Роскомнадзора может стать прецедентным для рынка объемом 20 млрд рублей в годВ конце декабря общественное движение «Ветераны России» направило обращение в Роскомнадзор, в котором попросило привлечь к ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей порядка 10 компаний, логотипы которых были изображены на баннерах прошедшей в июне премии «Муз-ТВ», на фоне которых фотографировались номинанты. «Ведомости» ознакомились с копией документа. Среди них – российское юрлицо международного концерна Unilever, в портфель брендов которого входит мороженое «Магнат», российский продавец одежды Colins, владелец соцсети «В контакте» – VK и др.
«Роскомнадзор подтверждает получение обращения от общественного движения «Ветераны России», оно будет рассмотрено в установленном порядке», – сообщил «Ведомостям» представитель Роскомнадзора. Решение службы может стать прецедентным для рынка рекламных интеграций на ТВ объемом 20 млрд руб. в год.
Месяцем ранее Басманный районный суд Москвы привлек к ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей сам телеканал «Муз-ТВ». Поводом для этого послужил июньский эфир канала с трансляцией вручения премии, в рамках которого были показаны поп-певец Филипп Киркоров и рэпер Дава (Давид Манукян) в образе пары молодоженов, тиктокер и рэпер Даня Милохин появился в наполовину женском наряде, а блогер Игорь Синяк пришел в женском платье. Это решение было вынесено после обращения той же организации. Поскольку вручение премии было показано на телеканале в дневное время – сам показ проходил и в прямом эфире, и впоследствии в записи, – суд пришел к выводу, что «Муз-ТВ» нарушил ч. 2 ст. 6.21 КоАП РФ. В результате канал был оштрафован на 1 млн руб., а его руководитель Андрей Разыграев – на 100 000 руб.
В то же время эта статья Кодекса об административных правонарушениях в качестве наказания для компаний предполагает санкции не только в виде штрафа, но и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
«Необходимо соблюдать принцип неотвратимости административного наказания, который означает, что всякое лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит неминуемому наказанию и должно понести ответственность за содеянное», – отмечает в своем обращении в Роскомнадзор председатель «Ветеранов России» Ильдар Резяпов.
«Ветераны России» считают спонсоров премии «соучастниками» выявленных нарушений, поэтому они «автоматически» должны понести ответственность наравне с «Муз-ТВ», поскольку, финансируя мероприятие, они могли согласовать сценарий вручения премии, а также внешний вид номинантов, пояснил «Ведомостям» суть обращения Резяпов.
Привлечь еще один телеканал
Из обращения «Ветеранов России» также следует, что помимо спонсоров организация просит привлечь к ответственности и другой телеканал холдинга ЮТВ, в который входит «Муз-ТВ», – телеканал Ю. Общественники приложили к своему обращению скриншоты публикаций в соцсетях Ю с фотографиями с премии «Муз-ТВ», а также телепрограмму канала, из которой следует, что Ю так же, как и «Муз-ТВ», показывал премию, но делал это уже 6 июня, тогда как вручение премии состоялось за два дня до этого.
PR-директор холдинга ЮТВ Виктория Образцова не ответила на запрос «Ведомостей» о претензиях «Ветеранов России».
По данным агентства FUSE, входящего в Media Direction Group, в 2021 г. доля спонсорства составила 12–13% от общего объема рынка ТВ-рекламы, сказал «Ведомостям» управляющий директор агентства Иракли Пацурия. Как отмечала АКАР, рынок телерекламы по итогам 9 месяцев 2021 г. составил 133–134 млрд руб., данных по всему году ассоциация пока не обнародовала. Таким образом, он может превышать 20 млрд руб. в год. Как сообщала АКАР в сентябре, большинство рекламодателей (40%) готовы тратить на спонсорство на ТВ 10–30% своего годового бюджета.
По словам Пацурия, имидж той или иной программы играет значимую роль для рекламодателей-спонсоров. «Рекламодатели избегают телепроектов с неоднозначным имиджем, поскольку целью присутствия в спонсорстве является выстраивание позитивного образа бренда, на который влияет контент проекта», – отметил он.
«На текущий момент бренд не получал такую претензию в свой адрес от организации и будет готов ее прокомментировать в случае получения напрямую», – сообщил «Ведомостям» представитель бренда «Магнат». В других компаниях не ответили на запросы «Ведомостей».
Каких-либо правовых и репутационных последствий для брендов после обращения «Ветеранов России» не последует, считает управляющий партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев. В части репутации, по мнению эксперта, возможен даже положительный эффект – в повышении медийности компании, а при грамотной работе ее маркетинговых подразделений – еще и в улучшении ее образа в глазах потребителей.
«Практика по статье 6.21 КоАП только формируется, и, насколько мне известно, случаев привлечения к административной ответственности именно спонсоров, т. е. физических и юридических лиц, не выполняющих непосредственно функции распространения нарушающего закон контента, еще нет», – говорит юрист Дмитрий Горбунов, партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры». Он предположил, что спонсоры могли не знать и не иметь возможности повлиять на сценарий премии. «Сам факт оказания материальной помощи организаторам мероприятия, трансляция которого, согласно решению суда, нарушила закон, не несет в себе состава нарушения», – полагает юрист.
В подготовке статьи участвовала Екатерина Бурлакова