Джини Басс: «Я босс «Лейкерс»!»

Что получила в наследство от отца и как смогла этим распорядиться нетривиальный руководитель легендарного баскетбольного клуба
Джини Басс/ Allen Berezovsky / Getty Images via AFP

Наверное, это довольно забавно – смотреть сериал о себе и твоих родных. Джини Басс, которой достался от отца легендарный баскетбольный клуб «Лос-Анджелес лейкерс», в отличие от большинства из нас может это сделать, с тех пор как состоялась мировая премьера нового сериала HBO «Время побеждать: расцвет династии «Лейкерс» (в России премьера проекта состоялась 7 марта на видеосервисе Amediateka).

Сериал повествует о расцвете великого баскетбольного клуба «Лос-Анжелес Лейкерс», который стал чем-то большим, чем хорошая команда, лучше прочих играющая в мяч. «Лейкерс», а точнее, владеющая им семья Басс, превратили спорт в шоу-бизнес. Джини участвовала в этом превращении всю свою жизнь – начиная с подросткового возраста, когда отец осторожно привлекал ее к спортивному бизнесу, и по сей день, когда она уже полновластный президент и контролирующий акционер «Лейкерс». Она не замужем, у нее нет детей – есть только клуб, которому она посвятила всю свою жизнь и раз за разом приводила его к успеху. 

Сначала она была там на правах младшей сестры, приводила 60-летняя Басс в прошлом году аналогию The New York Times. Потом старшей. «А теперь я мама «Лейкерс», – говорит она. – И я горжусь этим». Ей и правда есть чем гордиться. 

Скучное предприятие

Когда в 1965 г. канадский предприниматель Джек Кент Кук купил «Лейкерс» за $5 млн, это было скучное предприятие. Кук сразу решил построить новый домашний стадион для команды. Подобрал тихое местечко на одном из полей для гольфа в долине Сан-Фернандо почти в часе езды от центра Лос-Анджелеса (Калифорния). Но его приятель Эрни Вандевеге, врач «Лейкерс», уговорил выбрать более населенную местность – Ингвуд. В 1978–1979 гг. «Лейкерс», несмотря на успешную серию матчей, собирали на арене в среднем 11 771 зрителей, только раз все 17 505 мест оказались распроданы. 

За три года до этого, в 1975 г., в клуб пришел один из лучших игроков НБА, да и вообще в истории баскетбола – Карим Абдул-Джаббар. Но в то время звезды «Лейкерс», когда дело доходило до общения с фанатами, казались либо бесчувственными (Норм Никсон), либо застенчивыми (Джамал Уилкс), либо откровенно агрессивными, как Абдул-Джаббар, который в лучшем случае мог проигнорировать поклонников, а в худшем и сорваться на них.

На территории стадиона было специальное место, где владелец мог принимать гостей и партнеров по бизнесу, чтобы в комфортной обстановке решать вопросы. Так появился клуб «Форум». При Куке это было весьма чопорное заведение сродни клубу джентльменов – редкие избранные гости, тихая спокойная музыка, строгий дресс-код. 

Все это неуловимо похоже на современный российский футбольный клуб: слабая посещаемость и полупустые трибуны, звезды, которым наплевать на фанатов, а сама организация существует то ли для удовлетворения амбиций владельца, то ли для того, чтобы в тишине вип-зоны он мог решать бизнес-вопросы. Последнее у Кука получалось на отлично – его бизнес рос, и он, строго говоря, не горел желанием расставаться с баскетбольной командой. Все изменил развод с женой – владельцу «Лейкерс» понадобились наличные. После очень непростых переговоров и весьма сложно структурированной сделки клуб отошел новому владельцу – Джерри Бассу, отцу Джини. Он тоже развелся с женой, которая родила ему четырех детей, и проводил время, развлекаясь с моделями. Дети впоследствии сетовали на то, что отец предпочитал уехать с очередной девушкой на романтический уикенд, вместо того чтобы проводить время с ними. Но, как ни странно, он сохранил с ними прекрасные отношения, а Джини в 17 лет и вовсе переехала к нему. Это как раз было время, когда бывший спекулянт недвижимостью нашел себя в управлении баскетбольным клубом. 

Звезды на трибунах

Прежний владелец – Джек Кент Кук без особого энтузиазма относился к идее привлечения на трибуны зрителей-звезд, которыми богата Калифорния и относительно недалеко расположенный Голливуд. Он даже отказывал некоторым из них в покупке места. Басс изменил политику до неузнаваемости. 

Уже упоминавшийся Вандевеге, один из сотрудников «Лейкерс», был женат на Мисс Америка – 1952, которая обладала широкой сетью знакомств в Голливуде. «Нам дали кучу бесплатных билетов, – рассказывал он в интервью сайту телеканала ESPN. – Мы с женой заходили в каждую киностудию и давали им контрамарки с условием, что каждая четвертая должна достаться какой-нибудь кинозвезде».

Со временем контрамарки исчезли, а звезды сами стали платить за постоянную аренду места. Получилась саморазвивающаяся система: присутствие звезд привлекало зрителей, а растущая популярность «Лейкерс» делала клуб привлекательным для звезд. Дело дошло до того, что в 1987 г. руководство клуба не смогло продать билеты на игру Теду Дэнсону и Майклу Джею Фоксу: свободных мест у площадки просто не было. 

Да что они – сам Басс в 1999 г., когда клуб переезжал на новый стадион, решил забронировать еще четыре вип-места для себя и своих гостей. И не смог, хотя уже 20 лет был владельцем клуба. Количество таких мест осталось на новом стадионе прежним, свободных не было, а владельцы существующих ответили ему отказом, писал журнал Time.

Изменились и отношения звезд с болельщиками. Присоединившийся в клубу в 1979 г. Ирвин «Мэджик» Джонсон, стал де-факто лицом клуба. Он смотрел людям в глаза, пожимал руки, говорил о баскетболе так, словно описывал красивую женщину. Это была одна из составляющей популярности клуба – как и женщины. 

Секс и баскетбол

Когда Басс купил «Лейкерс», это была хорошая команда, но не более того, пишет Джефф Перлман, автор книги, по которой HBO сняло сериал. «Но я не хочу вот этого – я хочу, чтобы баскетбол стал шоу!» – такие слова вкладывает Перлман в уста Басса. Тот избавился от унылой музыки на стадионе и выпустил на поле марширующий оркестр Университета Южной Калифорнии с бравурными мелодиями. А из динамиков понеслась попса того времени. Бассу нравились чирлидерши в колледже, но на играх НБА их не было. Считалось, что это слишком вульгарно. Басс создал команду поддержки Laker Girls. А когда другие клубы НБА скопировал его шаг, Laker Girls снова задали тон, первыми оголившись на поле.

Впрочем, все это неудивительно, если знать отца Джини. Он редко появлялся на публике без сопровождения хотя бы одной красивой девушки – а обычно сразу нескольких. И после приобретения «Лейкерс» ничего не изменилось, скорее наоборот. В особняке Playboy, особняке Джерри Басса и, самое главное, в клубе «Форум», где проходили вечеринки после каждой игры команды, царили схожие нравы. Когда Басс скончался, спортивный блог Deadspin озаглавил его некролог: «Джерри Басс в окружении сисек» (Jerry Buss, Surrounded By Boobs). Распутство и фривольные вечеринки Басса стали легендой.  

Игроки изо всех сил пытались не отставать от владельца команды, писала газета Victorville Daily Press. В первую очередь Мэджик Джонсон, ставший главной звездой тех «Лейкерс». На своих вечеринках он лично следил, чтобы ближе к ночи никто из его гостей не остался без пары. Тех, кто хотел побыть один, просто выгоняли. «Если вы когда-нибудь умрете и попадете в рай – хорошо бы, чтобы он походил на вечерники у Мэджика», – цитировал блог Deadspin слова одного из гостей. Такие же нравы воцарились и в клубе «Форум». «Спрос на пропуск в клуб «Форум» был таким же, как на билеты на матчи», – говорил ESPN один из менеджеров клуба. 

Период истории клуба, о котором рассказывает HBO, получил название «Шоутайм» с легкой руки Басса. Тот любил захаживать в ночной клуб The Horn. Каждая вечеринка там начиналась одинаково: конферансье произносил: «Пришло время шоу» (It’s showtime). А кончилась она предсказуемо. В 1991 г. у Мэджика, славившегося количеством покоренных женщин, обнаружили ВИЧ. После этого эра свободного секса в клубе по понятным причинам сошла на нет. ВИЧ был в то время страшилкой в обществе, поэтому Мэджику пришлось уйти из команды: коллеги боялись заразиться.

Дела семейные

С окончанием эры свободного секса закончились, как ни странно, и успехи «Лейкерс». Клуб в течение 10 лет не мог выиграть чемпионат НБА. Все изменилось в 1999 г. и уже благодаря Джини Басс и ее характеру, который сформировался, в том числе, благодаря тому, что росла она в непростой во всех смыслах семье и обстоятельствах.

Отец Джерри Басса — был бухгалтером и явно любил цифры больше, чем людей. Он оставил свою жену и младенца в шахтерском городке Кеммерер в Вайоминге во время Великой депрессии, уехал преподавать статистику в Беркли и так и не вернулся. Хотя он умер, когда Джерри было 19, за всю жизнь они виделись от силы два-три раза, признавался он (здесь и далее цитаты по журналу Sports Illustrated). У самого Джерри было четверо детей, когда он, как и отец, ушел из семьи (в новой у него родилось еще двое, все его дети так или иначе работали в «Лейкерс»). К моменту развода родившейся в 1961 г. Джини Басс было семь лет. 

Джерри Басс всегда говорил, что из всех его детей Джини больше всего похожа на него. В 14 лет отец брал Джини на собрания руководства принадлежавшей ему теннисной команды Los Angeles Strings. В 1978 г. команда распалась, но в 1981 г. Джерри Басс возродил ее и назначил 19-летнюю Джини генеральным менеджером. «По сути, отец купил команду для меня. Это был хороший опыт, правда, не особо прибыльный», – говорила Джини. 

Когда в 1993 г. Los Angeles Strings разорились, Джерри купил дочери команду хоккея на роликах Los Angeles Blades, пишет Sports Illustrated, чтобы она и дальше набирала экспертизу в спортивном менеджменте. 

Ее брат Джонни уверял, что Джини всегда комплексовала по поводу своей внешности. Чтобы перебороть это, когда ей было 32 года, она договорилась о съемках для Playboy. Ей посвящен шестистраничный разворот в майском выпуске 1995 г., Джини позировала в раздевалке команды, в ложе на стадионе «Форум» и даже на рабочем столе отца. 

Это была, между прочим, ее территория (кроме стола отца). В середине 1990-х Джини управляла стадионом «Лейкерс». А когда команда сменила арену в 1999 г., отец сделал ее вице-президентом по бизнесу «Лейкерс». Джини по его замыслу должна была заниматься исключительно деловой стороной и не лезть в дела команды. Ими занимался ее брат Джимми. «Великая система сдержек и противовесов», – говорил об этом Джимми журналу Sports Illustrated. А Джини шутила на страницах Forbes, что ее дело – зарабатывать деньги, а Джимми отвечает за то, чтобы их тратить.

Спустя четыре года красотка Джини вскружила голову великому тренеру Филу Джексону, создателю величайшей команды в истории  баскетбола – «Чикаго булз» с Майклом Джорданом в 90-е шесть раз выигрывали чемпионат НБА. 

Их увлечение началось с того, что Джексон угостил ее рюмкой водки после долгих переговоров, рассказывал он ESPN. Фил с Джини были вместе с 1999-го до 2006 г. и за это время великий тренер трижды приводил «Лейкерс» на вершину. Он был генеральным менеджером, она – вице-президентом и дочкой владельца. Этот союз был небезупречен с точки зрения рабочей этики, но чертовски эффективен. 

Босс «Лейкерс»

Команда еще трижды выигрывала чемпионат в конце нулевых, но потом офис «Лейкерс» покинул Фил Джексон, «бывший» Джини. А вскоре умер Джерри Басс. 

Еще при жизни отца, одна из его дочерей – Джени говорила Sports Illustrated, что гениальный план ее отца может заключаться в том, чтобы сидеть сложа руки и наблюдать, как его дети борются за власть: «Он проверяет нас, можем ли мы ладить, и готовит к тому, что он не будет рядом вечно». 

Когда в 2013 г. Джерри Басс скончался, у шестерых его детей были одинаковые доли в «Лейкерс» – по 11%, ими управлял семейный траст, в котором началась война наследников. Между тем дела у клуба в спорте шли все хуже, Джимми в 2014 г. опрометчиво пообещал, что уволится, если за три-четыре года «Лейкерс» не пробьется в финал конференции. В феврале 2017 г. Джини припомнила брату его слова и сама его уволила. Три дня спустя другой брат – Джон созвал собрание совета директоров. Одним из пунктов было предложение по смене членов совета от семьи Басс. Джимми и Джон были в списке кандидатов. Джини – нет. По правилам траста один из членов совета директоров «Лейкерс» от семьи Бассов выполнял функции бенефициарного владельца. Эту роль исполняла Джини, но если бы удалось удалить ее из совета, она теряла бы право представлять интересы семьи. Одновременно братья сменили фирму, управляющую семейным трастом, и юриста, который представлял интересы семьи от лица траста. Затем попытались взять многомиллионные займы под залог активов траста.

Джини заблокировала все эти операции в суде. После встречных судебных исков и напряженных переговоров старшие братья пошли на попятную. За Джини сохранилась роль бенефициарного владельца и согласно договоренностям она будет исполнять ее, пока не уйдет на покой, писала Los Angeles Times. Сейчас Джини занимает пост президента «Лейкерс». «Я босс «Лейкерс»! Я их единственный голос, – говорила она в эфире радио ESPN Los Angeles. – Я на вершине пищевой цепочки».

Клуб стал в итоге ее жизнью. В детстве ей нравился сериал «Шоу Мэри Тайлер Мур» (1970–1977) о независимой карьеристке, которая не связывает себя браком, отмечал ESPN. Но сама она в 1990 г. вышла замуж за волейболиста Стива Тиммонса. Их брак распался через три года. Они так и не поженились с Джексоном и не завели детей, что сама Джини объясняла Forbes так: «Дело в том, что он просто не хочет снова в брак». 

Зато «Лейкерс» снова поднялись на вершину. В 2018 г. в клуб вернулся Мэджик Джонсон, который занял пост вице-президента по баскетбольным операциям. Ему вместе с Джини наконец удалось привлечь в команду настоящих звезд первой величины – Леброна Джеймса по прозвищу Король (он, как считается, лучший баскетболист последних 10 лет), а вслед за ним молодого таланта Энтони Дэвиса по прозвищу Бровь. Они принесли команде очередное чемпионство в 2020 г. 

Но клуб уже покинул Мэджик Джонсон, Король стареет, а Бровь замучили травмы. Дела у «Лейкерс» в этом сезоне идут не очень. Джини Басс в очередной раз надо найти еще один способ вернуть клуб на вершину.