К «Яндекс.Еде» подан коллективный иск из-за утечки персональных данных

Заявители требуют через суд компенсации в размере 100 000 рублей на каждого
Всего на текущий момент в иске к «Яндекс.Еде» участвует 33 пользователя сервиса/ Евгений Разумный / Ведомости

Клиенты одного из крупнейших сервисов доставки готовой еды – «Яндекс.Еды» (принадлежит «Яндексу») обратились с коллективным иском в Замоскворецкий районный суд Москвы. Поводом для обращения стала утечка персональных данных пользователей, что является нарушением закона «О персональных данных», указано в исковом заявлении (копия есть в распоряжении «Ведомостей»). Его подлинность подтвердил Борис Фельдман, директор по правовым вопросам юридического сервиса Destra Legal, представляющий интересы заявителей.

Об утечке данных своих пользователей 1 марта сообщил сам сервис «Яндекс.Еда». В качестве причины тогда указывались «недобросовестные действия одного из сотрудников». Также в сообщении компании отмечалось, что банковские, платежные и регистрационные данные пользователей скомпрометированы не были. Позже в интернете появился сайт с базой данных клиентов «Яндекс.Еды», на котором можно было найти фамилию, имя, отчество, адрес, телефон и электронную почту пользователей, а также общую сумму заказов. Сайт был заблокирован, а в отношении «Яндекс.Еды» 23 марта Роскомнадзор составил административный протокол за нарушение российского законодательства в сфере персональных данных по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ (максимальный штраф – 100 000 руб.).

Сам сервис принес извинения пользователям и предложил скидку в 20%, которая будет доступна в течение ближайших двух недель, рассказали «Ведомостям» два клиента этого сервиса.

Всего на текущий момент в иске к «Яндекс.Еде» участвует 33 пользователя сервиса, рассказал Фельдман. Предметом спора во всех случаях, как указано в исковом заявлении, является право требования заявителями компенсации морального вреда в связи с нарушением п. 2 ст. 17 закона «О персональных данных». Из положений этой статьи следует, что пользователь, передавший информацию оператору персональных данных, имеет право на обжалование его действий или бездействия, в том числе на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в судебном порядке. По словам Фельдмана, еще порядка 300 человек отправили заявки, к иску могут присоединиться и другие желающие, заполнив форму на сайте Destra Legal.

Заявители требуют через суд компенсации в размере 100 000 руб. на каждого. Но его точную сумму определит своим решением суд с учетом обстоятельств, при которых был причинен моральный вред. Как утверждают в иске заявители, после утечки их персональных данных в интернет им начали поступать звонки с незнакомых номеров с рекламными предложениями различных услуг.

«Размер такой компенсации посчитали уместным участники коллективного иска, так как распространенные «Яндекс.Едой» персональные данные существенно нарушают неприкосновенность частной жизни, жилища. В том числе заявители опасаются за свою безопасность. Ведь стали известны не только их номера телефонов и почта, но и фактические адреса, коды от домофонов и т. д.», – пояснил Фельдман.

Исковое заявление на момент публикации в базе суда отсутствовало, убедился корреспондент «Ведомостей». Этот иск пока не зарегистрирован, уточнили в пресс-службе суда. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу «Яндекс.Еды».

Коллективные иски – распространенная за рубежом процедура, но в России пока нет развитой судебной практики, поскольку институт групповых исков был закреплен в Гражданском процессуальном кодексе РФ лишь в 2019 г., говорит Павел Катков, основатель юридической компании KIP Legal Tech.

С ним соглашается и эксперт цифровой платформы коллективных исков «Всем миром» Алена Иванова. По ее словам, в отличие от американской системы групповых исков, где модель присоединения к иску opt-out автоматически объединяет всех потерпевших без необходимости подтверждения их участия, в России действует модель opt-in, при которой каждый потерпевший должен подтвердить свое участие в иске.

«Таким образом, получить присужденную судом компенсацию смогут только лица, присоединившиеся к иску», – резюмировала эксперт.

При этом удовлетворение исковых требований в 100 000 руб. для каждого из присоединившихся опрошенные «Ведомостями» юристы называют «маловероятным сценарием». Так, руководитель проектов АБ S&K «Вертикаль» Анастасия Гурина говорит, что обычно компенсация морального вреда рассчитывается с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего. И, по ее словам, как правило, даже оценивая причинение среднего или даже тяжкого вреда здоровью пациента при проведении медицинского вмешательства, суды назначают компенсацию гораздо меньше 100 000 руб.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Башилов, Носков и партнеры» Игорь Носков обращает внимание на то, что исходя из анализа среднего размера компенсации, присуждаемой судами общей юрисдикции по такой категории дел, ее размер в основном колеблется от 500 до 3000 руб.: «Существенно повышается только в случае распространения паспортных данных или фотографий сугубо личного характера».

В ситуации, когда множество хакерских группировок из недружественных стран усиленно ищут уязвимости в информационной инфраструктуре наших компаний, из иска к «Яндекс.Еде» могут сделать показательный кейс, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Чтобы заставить другие компании существенно больше инвестировать в защиту данных, чем они вкладывают сейчас».

Эта история негативно повлияет в целом на готовность людей делиться с интернет-магазинами своими данными, но не подорвет существенно позиции «Яндекса» на рынке eGrocery, считает партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников: «Пока ощущение, что пользователями данная утечка не воспринимается как причина перестать пользоваться услугами именно «Яндекса».

Вряд ли «Яндексу» стоит бояться оттока клиентов, говорит Алексей Андреев, управляющий партнер брендингового агентства Depot: «Мы входим в эпоху безальтернативных рынков, когда пользователям наплевать на репутацию бренда, если конкурентов все равно нет».