Королевское богатство: 10 млрд фунтов чистого искусства

Какую коллекцию унаследовал Карл III
Royal Collection Trust финансируется за счет доходов, полученных от продажи входных билетов на выставки и в королевские резиденции/ Leon Neal / Getty Images

Елизавета II любила собак. А еще лошадей. В гостиной у нее висели полотна Мельхиора де Хондекутера (1636–1695) «Грумы с конями в замке Нидженроде» и «Грум помогает инструктору по верховой езде в манеже», отмечала The Telegraph.

Как монарх Елизавета II была владельцем одной из величайших коллекций искусства. Речь о Королевской коллекции, которую ее предки собирали добрых полтысячи лет и которая переходит от короля к королю. Одних только картин там более 7600. Сколько к ним добавила Елизавета II? В 2002 г. Королевская коллекция раскрыла список картин, купленных за 50 лет после коронации Елизаветы II. Оказалось, их всего... 20 штук, причем две подарены или завещаны. На двух из них изображена сама королева, еще на двух – придворные, на остальных – исторические личности. Газета The Art Newspaper оценила затраты на все эти полотна не более чем в несколько сотен тысяч фунтов. По ее оценке, в следующие 20 лет темпы закупок не выросли.

Искусство – народу

Конечно, не стоит судить лишь по живописи. В Королевской коллекции около 1 млн предметов, включая 2000 миниатюр (самый большой в мире фонд) и более 500 000 гравюр и рисунков. И это не говоря о мебели, керамике, часах, оружии и доспехах, книгах, фотографиях и, конечно, драгоценностях. Все это богатство никогда не было застраховано, так что оценки стоимости коллекции не проводилось. СМИ называют цифру около 10 млрд фунтов. Один только бриллиант «Куллинан I», или «Большая звезда Африки» (530,2 карата), оценивается как минимум в 400 млн фунтов стерлингов.

Картин при Елизавете II приобреталось мало, но, может быть, это компенсировалось другими предметами искусства? В 1993 г. Королевская коллекция в первый и пока последний раз отчиталась о своих закупках. На все предметы было потрачено 39 557 фунтов. Как писала The Art Newspaper, это крошечная сумма для лучшей в мире частной коллекции, охватывающей весь спектр изобразительного искусства.

При этом Елизавету II восхваляют за вклад в мир искусства. Дело в том, что при ней основная работа велась в трех направлениях: сохранение, каталогизация имеющегося и, самое главное, открытие богатств монархии для широкой публики. Благодаря ей то, чем раньше любовались лишь гости монархов, а порой лишь смотрители хранилищ, теперь доступно любому желающему. Причем в интерьерах, для которых эти произведения предназначались изначально: даже Букингемский дворец теперь открыт летом для туристов. Коллекция представлена в 13 действующих и бывших королевских резиденциях по всей Великобритании, а часть экспонатов одолжена музеям по всему свету.

Как собрали коллекцию

В начале 1623 г. принц Уэльский, будущий король Карл I, инкогнито отправился в Мадрид, чтобы покорить сердце инфанты Марии-Анны, сестры Филиппа IV. Целью династического брака было наладить отношения между католической Испанией и протестантской Англией и принести мир в Европу, раздираемую Тридцатилетней войной.

Британский журнал The New Statesman пишет, что 22-летний принц представлял собой довольно невзрачное зрелище: невысокого роста, с кривыми ногами из-за перенесенного в детстве рахита. Тем не менее он воображал себя героем рыцарского романа и потому решил ускорить процесс сватовства, который шел уже десяток лет, лично завоевав сердце инфанты.

Главное, что почерпнул у испанского двора с его традициями представитель Стюартов, новичков, занимавших трон всего 20 лет: ничто так не создает образ роскошного двора, как искусство. После неудавшегося сватовства он привез картины Тициана, Веронезе и Корреджо, скульптуру Джамболоньи и, как считается, ныне утерянный свой портрет работы Веласкеса. В 1649 г., когда Карла I обезглавили на плахе, коллекция насчитывала около 1500 картин, 500 статуй и бесчисленное количество гобеленов.

Всего через несколько месяцев после казни короля его коллекции не стало. Уполномоченные Кромвеля распродали, подарили или отдали в уплату долгов почти все. Например, дворцовому водопроводчику вместо зарплаты досталась картина Якопо Бассано «Всемирный потоп».

После реставрации Карл II попытался вернуть коллекцию с помощью покупок, подарков и предложений, от которых нельзя отказаться. Ему действительно удалось собрать большую часть экспонатов, включая вышеупомянутый «Всемирный потоп». Но ряд произведений так и остался в чужих руках. Например, портрет императора Священной Римской империи Карла V с собакой кисти Тициана сейчас в испанском музее Прадо. Его же «Ужин в Эммаусе» – в Лувре, а «Три солдата» Питера Брейгеля Старшего – в американской коллекции Фрика.

Траст заменяет двор

Королевская коллекция формально принадлежит монарху, который правит в данный момент. Еще недавно ею владела Елизавета II, теперь – Карл III. Подпись Елизаветы II стоит под всеми решениями, касающимися коллекции, включая приобретение новых предметов. Но на самом деле это всего лишь формальное утверждение решений, которые принимает директор Королевской коллекции. С 2018 г. этот пост занимает Тим Нокс. «Королева хранит коллекцию в доверительном управлении как суверен для своих преемников и нации. Она не принадлежит ей как частному лицу», – объяснял пресс-секретарь Елизаветы II.

Юную Елизавету II знакомил с живописью хранитель королевской картинной галереи. В 1945–1973 гг. эту должность занимал Энтони Блант: специалист по творчеству Николя Пуссена, профессор Лондонского университета и, как выяснилось позже, также агент советской разведки, один из Кембриджской пятерки. Его так и не раскрыли. Блант сам признался в сотрудничестве с СССР в 1964 г. под гарантии неприкосновенности. К тому времени 38-летняя Елизавета II уже 12 лет занимала трон. Прошло еще 15 лет, и, когда истек срок давности по его преступлению, Маргарет Тэтчер рассказала о нем палате общин. Бланта лишили рыцарского звания, но не преследовали. Он продолжил заниматься наукой.

Именно Блант организовал первое из двух событий, которые открыли Королевскую коллекцию широкой публике: строительство Королевской галереи рядом с Букингемским дворцом на месте часовни, разбомбленной немцами в 1940 г. Галерея открылась в 1962 г. и с тех пор показала 82 выставки работ из Королевской коллекции. До 26 февраля 2023 г. в ней проходит экспозиция «Япония: двор и культура», экспонаты которой собраны разными монархами Великобритании.

Да Винчи для Муссолини

В мае 1939 г., когда принцессе Елизавете было 13 лет, ее отец король Георг VI одолжил 19 набросков Леонардо да Винчи для ретроспективы Леонардо в Палаццо-дель-Арте в Милане. Для тех времен это был необычный шаг, на который решились в рамках кампании по укреплению отношений с Бенито Муссолини. К счастью, королевский библиотекарь Оуэн Морсхед, в чьем ведении находятся все книги и рукописи короны, уговорил короля через месяц истребовать экспонаты на родину под благовидным предлогом. Большинство же британских частных музеев и коллекционеров, тоже пославших экспонаты в Италию, не успели их вернуть. На их счастье, итальянские организаторы выставки спрятали шедевры в секретном хранилище в замке Сфорца в Милане, где они пролежали до 1946 г. и благополучно вернулись к владельцам.
Сейчас передача предметов искусства для временного экспонирования – это обычное дело. На сайте Королевской коллекции написано, что как минимум несколько тысяч экспонатов передано в долгосрочную аренду музеям и галереям Великобритании и других стран.

Но самый большой поворот в судьбе коллекции произошел после катастрофического пожара в Виндзорском замке в 1992 г., когда сгорел ряд ее произведений. Например, конный портрет Георга III и принца Уэльского авторства Уильяма Бичи и буфет 1820-х гг. работы Мореля и Седдона. Восстановление дворца потребовало 36,5 млн фунтов, что вызвало возмущение британцев огромными тратами на королевскую семью. Это привело к ряду поистине революционных изменений в жизни монархии. Например, Елизавета II объявила, что добровольно станет платить налоги на свои доходы. А Королевская коллекция перешла в ведение благотворительного фонда Royal Collection Trust. До этого коллекция находилась в ведении королевского двора.

Royal Collection Trust финансируется за счет доходов, полученных от продажи входных билетов на выставки и в королевские резиденции (чтобы добыть средства для реставрации Виндзорского замка, Букингемский дворец открыли для посещения летом, когда королева уезжает на отдых в другие дворцы), торговой деятельности и пожертвований. Средства идут на поддержание и пополнение коллекции. Немалая часть из них была потрачена на восстановление Виндзорского замка после пожара, расширение Королевской галереи в 2002 г. и открытие новой галереи в Холирудском дворце в Эдинбурге в том же году.

В 2019–2020 финансовом году (оканчивается 31 марта) Royal Collection Trust заработал 71,5 млн фунтов. Но ковидный 2020–2021 финансовый год оказался для него катастрофой. Число посетителей упало с 3,29 млн до 155 000, доход – до 6,8 млн фунтов, при этом расходы составили 42,8 млн. В 2021–2022 финансовом году при доходе 24 млн фунтов расходы составили 39 млн.

Нелюбимая корона

Мы на удивление мало знаем о художественных пристрастиях Елизаветы II. Известным коллекционером была королева-мать, особенно любившая картины Моне и Сислея. После ее кончины в 2002 г. они перешли Елизавете II. Муж Елизаветы II Филипп, герцог Эдинбургский (скончался в 2021 г.), был увлеченным акварелистом, его наставником был Эдвард Сиго. Информация о судьбе его коллекции не раскрывается.

Сама Елизавета II считала, что ее роль – представлять всех подданных, а следовательно, она не имеет права заявлять о предпочтении того или иного направления искусства. The Art Newspaper пишет, что любимой картиной королевы был «Корабел и его жена» 1633 г. кисти Рембрандта. Но не уточняет, откуда взяла эту информацию. А протокол требует, чтобы журналисты не задавали Елизавете II вопросов о ее вкусах.

Daily Mirror пишет, что один из самых известных экспонатов Королевской коллекции – императорская государственная корона. Она была сделана в 1838 г. для королевы Виктории, насчитывает 2901 камень и весит около 1 кг. Похоже, Елизавета II не очень ее любила. «Вы не можете смотреть вниз, чтобы прочитать речь, вы должны поднять [лист с ней к глазам], – цитирует журнал королеву. – Иначе ваша шея сломается и корона упадет». С 2016 г. она выступала в шляпке, а корону клали рядом на подушечку.

Принц Чарльз однажды заметил, что большая часть очарования Королевской коллекции в том, что каждый монарх с помощью людей искусства записывает различные аспекты своей жизни и эпохи: важные исторические и семейные события, великих современников, взросление детей, друзей семьи, любимых собак и лошадей. В этом смысле Елизавета II явно что-то упустила. Например, The Art Newspaper сожалеет, что Чарльз и Диана так и не были изображены на двойном портрете для Королевской коллекции.

Принца Чарльза можно назвать человеком искусства. Он, как и отец, тоже увлекается акварелью. Причем говорят, что рисует даже лучше. Именно Чарльз был первым председателем Royal Collection Trust, проработав на этом посту до марта прошлого года. Возможно, теперь, когда Чарльз стал Карлом III, Королевская коллекция снова примется бурно расширяться.