Обращение президента о присоединении новых регионов посмотрели более 15 млн жителей крупных городов

В этом году выступление транслировали 20 каналов, в том числе развлекательные – СТС, ТНТ, «2 х 2»
В этом году обращение Владимира Путина показывали 20 телеканалов/ Максим Стулов / Ведомости

Телевизионную трансляцию выступления президента Владимира Путина 30 сентября смотрели 15,1 млн россиян старше четырех лет, которые проживают в городах с населением от 100 000 человек, следует из данных Mediascope. Показатель учитывает домашний и дачный просмотр. В этот день в Кремле состоялась церемония подписания договоров о вступлении в состав России Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей. С 23 по 27 сентября на этих территориях проходили референдумы, по итогам которых от 96 до 99% участников высказались за присоединение к России, следовало из официальных сообщений.

В своем 40-минутном обращении на церемонии Путин призвал «киевский режим» прекратить боевые действия и продолжить переговорный процесс. «Но выбор народа в Донецке, Луганске, Запорожье и Херсоне обсуждать не будем, он сделан, Россия его не предаст», – подчеркнул он. Были в течение этого выступления сделаны и иные важные заявления, к примеру о том, что США создали прецедент ядерными ударами по японским городам Хиросима и Нагасаки в 1945 г.

В этом году обращение Путина показывали 20 телеканалов, среди них не только федеральные каналы, которые традиционно ведут трансляцию подобных событий, – «Первый канал», «Россия 1», НТВ, «Россия 24» и т. д., но и развлекательные каналы – ТНТ, «Пятница!», «2 х 2» (входят в «Газпром-медиа»), СТС и «Домашний» (входят в «Национальную медиа группу»). Совокупный рейтинг (среднее количество человек, выраженное в процентах от населения) 19 каналов (Mediascope не покрывает измерениями ОТР) составил 16,3%, а доля (среднее количество человек, выраженное в процентах от числа тех, кто находился в конкретный момент у экранов телевизоров) – почти 80%.

80%

телезрителей старше четырех лет, проживающих в крупных городах и находившихся в момент обращения у экранов телевизоров, смотрели выступление Путина

Лидером по охвату аудитории стал «Первый канал», его трансляцию посмотрели 4,2 млн жителей крупных городов. Рейтинг достиг 4,6%, а доля – 22,7%. В топ-3 также вошли «Россия 1» и НТВ. На «России 1» за обращением президента следили 3,4 млн человек (рейтинг – 3,8%, доля – 18,8%), на НТВ – 1,7 млн человек (рейтинг – 1,7%, доля – 8,3%).

В марте 2014 г. крымское обращение Путина посмотрели 12,6 млн россиян, живущих в крупных городах (только домашний просмотр. – «Ведомости»), следует из данных Mediascope. Тогда его транслировали шесть телеканалов: «Россия 1», «Первый канал», НТВ, «Россия 24», «ТВ Центр» и «Звезда». Их совокупный рейтинг составил 12,9%, а доля – 60,7%. Больше всего зрителей – 5,1 млн человек – смотрели выступление президента на «России 1». Рейтинг обращения составил 5%, доля – 23,3%.

Помимо очевидно более широкой трансляции на рост внимания к речи президента повлияли и другие факторы, в том числе объявленная за несколько дней до выступления частичная мобилизация, полагает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Социальный психолог Алексей Рощин объясняет, что Mediascope оценил только крупные города, в деревнях же, по оценке Рощина, внимание было также очень высоким. По словам Макаркина, люди ожидали от президента новостей по актуальным событиям на украинском направлении и поэтому «слушали внимательно».