После начала мобилизации россияне стали больше пользоваться соцсетями

Эксперты связывают это с ростом интереса к новостному контенту и потребностью в общении
Главным бенефициаром роста интереса россиян к соцсетям останется Telegram и, возможно, им станет «В контакте»/ Евгений Разумный / Ведомости

Среднесуточное время потребления соцсетей (с учетом мессенджера Telegram) среди россиян старше 12 лет после начала частичной мобилизации 21 сентября выросло на 8% до 61 минуты, следует из данных исследовательской компании Mediascope. Главный бенефициар – Telegram: пользователи проводили в мессенджере в указанный период в среднем 36 минут, что на 28% больше, чем в феврале.

Несмотря на введенные TikTok запреты – соцсеть в марте ограничила публикацию контента и проведение прямых эфиров из России, – он остается лидером по времени потребления среди жителей нашей страны. В сентябре россияне ежедневно пользовались этой соцсетью в среднем 71 минуту. Но это на 11% меньше, чем в феврале, следует из данных Mediascope. Пользователи «В контакте» и «Одноклассников» заходили в эти соцсети в сентябре в среднем на 46 и 29 минут соответственно. Относительно февраля у «В контакте» показатель незначительно вырос – на 2%, а у «Одноклассников» упал на 9%.

Наиболее сильное падение показали запрещенные в России соцсети Instagram и Facebook (принадлежат компании Meta, которая была признана экстремистской и запрещена на территории России). В Instagram пользователи в сентябре в среднем проводили по 16 минут – это на 60% меньше, чем в феврале этого года. В Facebook этот показатель за указанный срок был равен 7 минутам, что на 53% меньше, чем в феврале.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что рост времени потребления соцсетей связан с повышенным интересом россиян к новостям после объявления частичной мобилизации и усилением потребности в общении.

Рекорды по общению

Рост среднесуточного времени, проведенного в соцсетях, сопоставимый с сентябрьским, наблюдался и после начала СВО 24 февраля. По данным Mediascope, с 21 по 27 февраля этот показатель вырос на 9% относительно предыдущей недели, составив 70 минут, и держался на том же уровне до середины марта.
4 марта был заблокирован Instagram (принадлежит компании Meta, которая была признана экстремистской и запрещена на территории России). В результате среднее время нахождения в соцсетях вернулось на уровень, который фиксировался до начала СВО: с 14 по 20 марта показатель упал на 9% относительно прошлой недели и достиг 64 минут, а затем продолжил снижаться.

«Во время любых громких событий в стране и мире люди начинают активно потреблять новостной контент, в том числе в соцсетях: чтобы принять важные решения, им нужно разобраться в том, что происходит вокруг», – считает директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.

Соцсети в текущей ситуации выполняют и объединяющую функцию, говорит социальный психолог Алексей Рощин: «Частичная мобилизация – сильный стресс для всех. В такие тяжелые моменты увеличивается потребность в общении: люди хотят выговориться, найти единомышленников, узнать что-то воодушевляющее».

Главным бенефициаром роста интереса россиян к соцсетям останется Telegram и, возможно, им станет «В контакте», прогнозирует Зыков. Instagram и Facebook же, по его мнению, продолжат терять аудиторию: «Бесплатные VPN-сервисы, которые устанавливают большинство россиян для попадания в эти соцсети, расходуют много трафика и быстро разряжают батарею телефона – и это людям не нравится».

В Instagram все равно останется ядро аудитории – образованные жители столицы и других крупных российских городов, оппонирует ему директор Института исследований интернета Карен Казарян.

«Кроме того, для блогеров эта соцсеть – важный источник для ведения бизнеса: они активно туда возвращаются, а вместе с ними и их аудитория», – резюмирует Казарян.