«Эксмо-АСТ» захватила рынок экранизаций

Интерес к жанру связывают со спросом стримингов на контент и уходом Голливуда
Андрей Гордеев / Ведомости

Крупнейшая в России издательская группа «Эксмо-АСТ» продала рекордное количество прав на экранизации выпускаемых ею книг (как на отдельные произведения, так и на циклы), рассказала «Ведомостям» креативный директор по кинопроизводству холдинга Александра Шипетина. С начала 2023 г., как уточнила она, было заключено 18 таких сделок, в предыдущие годы их количество не превышало 12-13. Основная часть прав была приобретена для реализации проектов на онлайн-платформах и крупных телеканалах, отметила Шипетина.

Продюсер, скаут по поиску литературных произведений для экранизации продюсерской компании «Среда» Татьяна Иванова связывает рост спроса производителей фильмов и сериалов на права на экранизации книг российских авторов с «контентным голодом». Он, по ее словам, спровоцирован стриминговым бумом и уходом из России голливудских мейджоров: «В книгах же можно найти качественные сюжеты, которые потенциально могут снискать зрительскую любовь».

По оценке исследования Publishers Association и Frontier Economics, в 2018 г. 53% мирового бокс-офиса пришлись на экранизации. Совладелец продюсерской компании «Среда» Иван Самохвалов в интервью «Ведомостям» в 2021 г. оценивал долю экранизаций в России всего в 2–5% от общего числа всех фильмов. «Эксмо-АСТ», как говорит Шипетина, рассчитывает, что к 2028 г. экранизации издаваемых им книг составят около 11% от всех сценарных кино- и сериальных релизов в России.

Как устроена «Эксмо-АСТ»

Издательская группа «Эксмо-АСТ» включает издательства «Эксмо», АСТ, «Манн, Иванов и Фербер», «Азбука-Аттикус», объединенную книготорговую сеть «Читай-город – Буквоед», ГК «Литрес». Выручка группы в 2022 г. выросла на 15% примерно до 60 млрд руб., говорил в интервью «Ведомостям» ее совладелец Олег Новиков. Весь книжный рынок (с учетом цифровых книг и учебной литературы) за прошлый год вырос на 10%  до 109 млрд руб., по расчетам «Эксмо-АСТ».

«Эксмо-АСТ», судя по опросу крупных издательств, проведенному «Ведомостями», стала основным бенефициаром растущего спроса на литературную основу для сценариев фильмов и сериалов. Издательства «Рипол» и «Альпина» ведут переговоры о продаже прав, но сделок в этом году пока не было, сообщили «Ведомостям» представители этих издательств. В «Росмэне» отказались от комментариев.

В числе книг, на которые «Эксмо-АСТ» продала права, пять романов Аси Лавринович, добавила Шипетина, не раскрыв, про какие именно книги идет речь и кто стал покупателем. Лавринович – автор молодежных любовных романов, ее произведения изначально стали популярны на сервисах самиздата, указано на сайте издательства «Эксмо» (книги Лавринович издает его импринт Like Book). В январе – сентябре 2023 г. писательница заняла 10-е место в рейтинге самых издаваемых авторов художественной литературы в России, общий тираж ее книг достиг 268 000 экземпляров, следует из данных Российской книжной палаты (РКП).

Интерес к экранизациям подтверждают и представители телеканалов и видеосервсисов.

Телеканал «Россия 1» (входит в холдинг ВГТРК) исторически довольно много работает с экранизациями, в этом году канал также приобрел новые права, рассказала «Ведомостям» директор дирекции телекино «Россия 1» Мария Ушакова. На какие именно произведения куплены права, Ушакова не сообщила. В числе проектов, снятых для канала или с его участием в последние годы, – сериал «Ненастье» и фильм «Сердце пармы» по романам Алексея Иванова, «Обитель» по роману Захара Прилепина, «Зулейха открывает глаза» по книге Гузели Яхиной и др., напомнила она.

В ноябре на видеосервисе Okko начал выходить сериал «Загадай любовь», основанный на сюжете одноименного романа Лавринович. Права на экранизацию, как уточнил представитель онлайн-кинотеатра, были выкуплены у «Эксмо–АСТ» студией «Окапи продакшн» (производитель сериала) в начале 2023 г.

В свою очередь онлайн-кинотеатр Premier совместно с Кинокомпанией братьев Андреасян (КБА) запустил в производство драмеди-сериал «Симон» по одноименному роману писательницы Наринэ Абгарян (издает АСТ), права на его экранизацию были также приобретены у «Эксмо-АСТ» в этом году, сообщил «Ведомостям» замгендиректора видеосервиса Макар Кожухов. Абгарян – автор цикла-бестселлера «Манюня» (имеет экранизацию, производители – Okko и КБА), лауреат престижной литературной премии «Ясная поляна».

В сентябре о планах экранизировать нон-фикшн бестселлер «К себе нежно» (издает «Бомбора», входящая в «Эксмо–АСТ») Ольги Примаченко объявил и продюсерский центр «Яндекса» «Плюс Студия». Представитель «Эксмо–АСТ» тогда подтвердил, что опцион на экранизацию книги был приобретен у группы. «К себе нежно» второй год подряд возглавляет Всероссийский книжный рейтинг, суммарный тираж этой книги на сегодня, по данным «Эксмо–АСТ», составляет 856 000 экземпляров.

Ранее, в феврале 2023 г., «Эксмо–АСТ» сообщала, что планирует самостоятельно инвестировать в экранизации издаваемых ею книг. В интервью «Ведомостям» совладелец холдинга Олег Новиков рассказал, что группа будет покрывать до 25% производственного бюджета одной экранизации. Совокупный объем инвестиций, который планируется направить на софинансирование кино- и сериальных проектов в 2023 г., он оценил примерно в 300 млн руб.

Но пока по проектам, которые могут быть запущены в производство в рамках софинансирования, продолжаются переговоры, говорит гендиректор издательства «Эксмо» Евгений Капьев.

Стоимость прав на экранизацию книги в каждом случае определяется индивидуально: она может варьироваться от сотен тысяч до десятков миллионов рублей в зависимости от масштаба проекта и срока действия этих прав, оценивают руководитель «Плюс Студии» Михаил Китаев и Иванова из «Среды».

В структуре выручки холдинга «Эксмо-АСТ» доля доходов от продажи прав на экранизации пока незначительна, отметила Шипетина. Но, пояснила она, издательская группа заинтересована в экранизациях, поскольку они позволяют значительно увеличить тиражи и продажи книг. Так, по словам Шипетиной, стартовый тираж повести Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» (издает импринт АСТ «Редакция Елены Шубиной») в 2018 г. составил только 2000 экземпляров, а после выхода одноименной экранизации режиссера Кирилла Серебренникова в 2021 г. он достиг 90 000 экземпляров. Аналогичная ситуация сложилась, например, и с романом «Зулейха открывает глаза» (тоже издает РЕШ): его начальный тираж в 2015 г. – 3000 экземпляров, после показа одноименного сериала на телеканале «Россия 1» в 2020 г. он вырос до 670 000 экземпляров.

Планы «Эксмо-АСТ» достичь с экранизациями 11% от всех сценарных релизов на рынке амбициозны, но потенциально достижимы, думает Иванова. В современных реалиях производителям кино и сериалов просто необходимо открывать новых авторов и новые сюжеты в самых разных жанрах, резюмирует она: «Экранизация российских бестселлеров – один из самых логичных путей».

Тренд на экранизации книг российских авторов объясняется и тем, что продюсеры перестали снимать проекты под международный рынок, считает представитель субхолдинга «Газпром-медиа» – «Газпром-медиа развлекательное телевидение» (ГПМ РТВ; включает в себя телеканалы ТНТ, «ТВ 3», ТНТ4, «Пятница», «2x2» и т.д.). Экранизации бестселлеров интересны производителям еще и потому, что за счет «их высоких продаж и сформированной базы поклонников» можно прогнозировать коммерческий успех будущего проекта, отмечает продюсер и сооснователь онлайн-кинотеатра Start Алексей Троцюк. Успех экранизации зависит от многих факторов, но в первую очередь – от качества самого кино: оно должно быть хорошим и созвучно книге, считает Ушакова.

Но у экранизаций есть и риски, говорит гендиректор видеосервиса Wink Антон Володькин: «Поклонники книги могут в штыки воспринять киноверсию и вести антипиар».