Тина Канделаки рассказала о популярности «Битвы экстрасенсов» у подростков

Молодежь действительно привлекает мистический контент, отмечают эксперты
Андрей Гордеев / Ведомости

Шоу «Битва экстрасенсов» активно смотрят подростки, рассказала в интервью «Ведомостям» директор телеканала ТНТ (входит в холдинг «Газпром-медиа») Тина Канделаки. Это подтверждают и данные исследовательской компании Mediascope: по ее оценке, выпуск нового формата этого шоу «Экстрасенсы. Битва сильнейших» от 7 октября 2023 г. попал в число самых рейтинговых (рейтинг – доля смотревших трансляцию от общей численности населения. – «Ведомости») телевизионных событий за сентябрь – октябрь у зрителей 12-24 лет. Но абсолютные показатели в Mediascope не привели.

Подростки в возрасте от 14 до 19 лет составляют порядка 5,5% аудитории эфирного вещания канала ТНТ, оценила Канделаки: «Но это не значит, что они не выбирают наш контент: мы видим, как после эфира видео с героями ТНТ разлетаются на мемы в соцсетях и попадают в тренды платформ».

Шоу «Битва экстрасенсов» стартовало в эфире телеканала ТНТ в 2007 г., сейчас его производством занимается студия АО «ФМП групп» (в числе других его проектов – «Холостяк» на ТНТ и «Наследники и самозванцы» на ТВ-3). В рамках шоу люди якобы с паранормальными способностями проходят испытания, победителя в финале определяет зрительское голосование. На текущий момент проект насчитывает 23 сезона. 1 апреля 2023 г. начал выходить новый формат шоу – «Экстрасенсы. Битва сильнейших», в котором друг с другом конкурируют самые яркие участники предыдущих сезонов.

В последние два года выпуски «Битвы экстрасенсов», по данным Mediascope, входят в топ-5 самых рейтинговых программ ТНТ и во всей целевой аудитории (14-44 лет) телеканала в крупных городах (с населением более 100 000 человек).

В топ-5 программ ТНТ за январь – сентябрь 2023 г. первое место разделили выпуск «Экстрасенсы. Битва сильнейших» от 3 июня и эпизод сериала «Ольга» от 10 апреля: у обоих проектов рейтинг в указанной категории россиян составил 2,9%. Второе место поделили выпуски шоу «Концерты» (от 26 марта) и «Новые звезды в Африке» (2 апреля), а также новогодний фильм «Самоирония судьбы» (1 января). У всех этих ТВ-событий рейтинг в той же аудитории достиг 2,6%. Средний рейтинг ТНТ в январе – сентябре 2023 г. у россиян 14-44 лет из крупных городов составил 0,6%.

За 2022 г. выпуск «Новой битвы экстрасенсов» от 26 ноября с рейтингом 3,2% оказался на пятой строчке топ-5 программ ТНТ. Возглавило его новогоднее обращение президента России Владимира Путина – 5,5%. Вторую позицию занял новогодний выпуск юмористического шоу Comedy Club (5,4%), третью – фильм «Самоирония судьбы» от 31 декабря (5%), а четвертую – финальный эпизод сериала «Жуки» от 13 декабря (3,7%). Средний рейтинг ТНТ за 2022 г. среди россиян 14-44 лет, проживающих в крупных городах, достиг 0,6%.

Высокий спрос на мистический контент ранее фиксировал книжный сервис «Литрес» (входит в одноименную группу компаний). Так, по данным сервиса, продажи цифровых книг по эзотерике у него  в январе – августе 2023 г. выросли в денежном выражении на 16% к тому же периоду 2022 г. Абсолютные данные по продажам в «Литрес» не предоставили.

Молодым людям свойственно верить во что-то таинственное, иррациональное, думает социальный психолог Алексей Рощин: «Перед ними открывается сложный взрослый мир, и мистика – один из путей его осознания».

Современные подростки действительно активно интересуются фантастикой, проектами о волшебниках и супергероях, отметил директор Института современных медиа Кирилл Танаев. «Логично, что именно мистическое шоу «Битва экстрасенсов» наиболее соответствует их запросам. Хотя изначально проект был ориентирован на более возрастную аудиторию», – уточнил он.