Производители настольных игр зафиксировали рост контрафакта

Один из ключевых каналов продаж нелегальных копий настолок – маркетплейсы, говорят издатели
Гавриил Григоров / ТАСС
Гавриил Григоров / ТАСС

Рынок контрафактных настольных игр в январе – июне составил 2 млрд руб., столько же, сколько за весь 2024 год. Такую оценку дал «Ведомостям» Михаил Акулов, гендиректор крупнейшего участника российского рынка настольных игр – холдинга Hobby World. Следовательно, добросовестные издатели недополучают из-за контрафакта примерно 6–6,5% доходов, поскольку легальный рынок настолок в 2024 г., по оценке холдинга, составил примерно 32 млрд руб.

Под контрафактом понимаются точные или незначительно переработанные копии оригинальных российских и зарубежных игр (выпускаются на русском языке по лицензии), которые распространяются без разрешения на то правообладателей. Hobby World оценивал объем контрафакта, исходя из стоимости такого товара и количества размещенных предложений продавцов на легальных интернет-площадках. Только за этот год холдинг заблокировал на них более 5600 карточек с нелегальной продукцией.

Кратный рост объема контрафактных настольных игр также подтвердил Федор Корженков, гендиректор и владелец издательства «Экономикус» (выпускает игру «Бункер»). За последний год компания также выявила более 5000 случаев продажи нелегальных копий ее продукции. Потери издательства от контрафакта, по оценке Корженкова, составляют 20–30% от ее текущего дохода.

Ключевой канал продаж контрафактных копий игр Hobby World и «Экономикуса» – маркетплейсы. Акулов из Hobby World отметил, что существенная часть карточек с предложением о покупке нелегальных версий их игр появляется на крупнейших площадках – Wildberries и Ozon. В свою очередь, Корженков из издательства «Экономикус» выделил Wildberries и «Авито» как платформы, на которых ситуация с контрафактом «обстоит хуже всего».

Активнее всего пираты в январе – августе продавали нелегальные копии таких игр Hobby World, как Ticket to Ride (направлено 3047 жалоб из-за карточек с контрафактом), «Взрывные котята» (1676 жалоб) и «Каркассон» (957 жалоб). У «Экономикуса» лидером по контрафактным версиям стала линейка игр «Бункер». Ценник у нелегальных версий настольных игр демпинговый, поскольку пираты используют материалы крайне низкого качества для их производства и не платят авторские отчисления и роялти владельцу лицензии, пояснил Акулов. Например, на маркетплейсах в этом году появлялись нелегальные копии «Взрывных котят» стоимостью в 370 руб., что в 2,7 раза ниже, чем официальная стоимость оригинальной игры – 990 руб.

Контрафакт наносит «репутационный урон» рынку из-за плохого качества материалов их продукции (тонкая бумага, бледные краски и т. д.), которые к тому же могут быть опасны для здоровья, добавил Акулов. Кроме того, отсутствие выплат авторских отчислений правообладателям с их стороны затрудняет наращивание инвестиций легальных издателей в «разработку новых игр, поддержку отечественных авторов, художников и сценаристов».

В рамках борьбы с контрафактом издатели ведут постоянную претензионную и судебную работу, отметили в Hobby World и «Экономикусе». В частности, в этом году Арбитражный суд Москвы в первой инстанции частично удовлетворил иск Hobby World к ООО «Интернет решения» (головное юрлицо Ozon) из-за нарушения исключительных прав на игру «Мафия. Вся семья в сборе» и обязал маркетплейс выплатить компенсацию в размере 730 000 руб.

Но на разных этапах претензионно-судебной работы у издателей настолок возникают существенные сложности. К примеру, интернет-площадки не всегда оперативно реагируют на жалобы в случае обнаружения контрафакта: они могут остаться без ответа или рассматриваться несколько месяцев, говорит Акулов. В то же время на «Авито» нарушитель после блокировки одной карточки контрафакта может за несколько минут создать новую, добавляет Корженков.

На стадии судебных разбирательств защиту авторских прав затрудняет то, что подавляющее большинство поставщиков контрафакта на маркетплейсах – иностранные компании, в основном китайские или казахстанские, фиксируют в Hobby World и «Экономикусе». У них нет регистрации в России, представительств или активов в стране, уточнил Акулов: «Как результат, сложно уведомить ответчика о разбирательстве, определить подсудность, добиться признания и исполнения судебного решения».

Для решения проблемы с контрафактом в Hobby World предлагают внести изменения в закон о платформенной экономике (принят в июле; вступает в силу с 1 октября). Акулов считает, что необходимо установить в нем обязанность и порядок действий оператора посреднической цифровой платформы принимать меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав, а также административную ответственность за несоблюдение соответствующего порядка. Кроме того, согласно позиции Hobby World, необходимо добавить в документ положения, которые будут обязывать оператора проверять документы в подтверждение легальности товара и регулировать деятельность их иностранных партнеров.

Представители Wildberries и Ozon сообщили, что уже реализуют комплекс мер по борьбе с контрафактной продукцией. У Wildberries, в частности, действует сервис «Цифровой арбитраж», который позволяет владельцам брендов напрямую связываться с продавцами и проверять документы на товар, уточнил представитель маркетплейса.

У Ozon работает сервис «Кабинет бренда», через который правообладатели могут самостоятельно контролировать подлинность и качество товаров под своим товарным знаком, рассказал представитель этого маркетплейса. В Ozon при этом пообещали, что проведут дополнительную проверку товаров, размещаемых на маркетплейсе под брендом Hobby World, и наладят более оперативный процесс реагирования на запросы этого правообладателя.

«Авито» блокирует карточку «в случае получения подтверждения нарушений исключительных прав», рассказал представитель платформы: «Если объявление было удалено с платформы, оно больше не может появиться, любые попытки повторного размещения также пресекаются вплоть до пожизненной блокировки профиля».

Предлагаемые Hobby World изменения в законодательство в «Авито» назвали «дублирующими существующие подходы». В законах и судебной практике, по словам представителя этого сервиса, «уже отражены последствия за непринятие мер для прекращения нарушения интеллектуальных прав и порядок реагирования».

Hobby World предлагает возложить «невыполнимые функции» на площадки интернет-торговли: маркетплейс физически не может проверять легальность товара, особенно в модели продаж, когда продавец сам отправляет товар покупателю, считает глава совета по электронной коммерции ТПП РФ Алексей Федоров. С подделкой своих товаров должен и может бороться только производитель, продолжает он: «Проблема не в законе, а в нежелании некоторых правообладателей пользоваться теми механизмами, которые у них уже есть».

Закон о платформенной экономике вводит для маркетплейсов требование проверять маркировку, под которую в том числе подпадают настольные игры и детские товары, и это должно снять вопросы по части контрафакта, отметил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. С 1 сентября идет обязательная регистрация участников индустрии детских товаров в системе маркировки «Честный знак», а с 1 декабря производители и импортеры такой продукции должны будут наносить на нее цифровые коды и передавать сведения о ее вводе в оборот, добавили в ЦРПТ.

В то же время юрист практики по борьбе с контрафактом и серым импортом юридической фирмы Semenov & Pevzner Юлия Лазарева назвала своевременными предложения Hobby World об изменениях в законе о платформенной экономике: «Они призваны усилить защиту интеллектуальных прав на фоне систематического игнорирования требований правообладателей со стороны маркетплейсов».

На законодательном уровне на текущий момент не установлен перечень «необходимых и достаточных мер» для прекращения нарушения интеллектуальных прав, отсутствуют нормы, которые позволяют сделать вывод о «своевременности» их принятия, резюмирует Лазарева.