Прощение славянки


Высокопоставленные чиновники российского правительства, так или иначе отвечающие за поступление денег в федеральную казну, в последние недели находятся в состоянии радостного возбуждения. Дополнительные доходы буквально заполонили бюджет. Министерство по налогам и сборам (МНС) уже рапортовало о выполнении бюджетного задания за октябрь и готовится досрочно выполнить годовую налоговую программу. В результате по итогам 1999 г. казна может получить не 57 млрд руб., как говорил первый вице-премьер Виктор Христенко в начале августа, а еще больше.

Материализация идеи заставить нефтяные компании платить налоги исключительно живыми деньгами, вытрясти в бюджет "налом"все что можно с "Газпрома"и РАО ЕЭС кажется почти реальной. На фоне рекордных надоев в казну в душе правительства, если считать его живым организмом, зародились проблески христианского милосердия.

Правительство выпустило постановление N1002 о реструктуризации задолженности налогоплательщиков перед федеральным бюджетом.

Виктор Христенко, который уже взял за моду уверенно говорить о точке зрения финансового блока как о готовом решении правительства, а потом отыгрывать назад, описывает суть постановления так: если предприятие в течение не менее двух месяцев исправно обеспечивает текущие платежи в федеральный бюджет, то оно отправляет в налоговую службу соответствующее уведомление с просьбой реструктуризации задолженности. Соглашение с направившим челобитную предприятием на реструктуризацию задолженности заключается на срок до шести лет. Причем если предприятие ухитрится в течение двух лет исправно платить в федеральный бюджет, то половина пеней и штрафов будет прощена, а если налоговая честность продлится целых четыре года, должникам скостят всю прежнюю задолженность.

Христианское милосердие проявлено с большой поправкой на российскую экономическую реальность. Например, доброта принципе не касается нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний. Надеяться, что министры и даже целые министерства уцелеют в течение четырех контрольных лет, тоже наивно. К тому же никто не знает, как изменится наше ветреное налоговое законодательство за эти самые четыре года - гигантский срок по отечественным меркам.

Но во всей этой истории более всего поражает глобальный сюжет. Правительство искренне удивляется, что в стране вообще можно собирать налоги. Идея прощения долгов своим же предприятиям переживала несколько реинкарнаций в советскую эпоху. Колхозам и совхозам долги прощали традиционно, ибо точно знали, что все равно не вернут. Промышленные предприятия пытались скостить планы в обкомах, как это делал свое время будущий премьер-директор "Уралмаша"Николай Рыжков в кабинете у будущего президента, а тогда первого секретаря Свердловского обкома КПСС Бориса Ельцина.

"Прощение славянки" - вечная история. Когда прямое исполнение элементарных обязанностей почитается за доблесть чудо, когда еще большая доблесть договориться о том, чтобы не исполнять их вовсе, трудно ждать сколь-нибудь эффективной экономики.

Семен Новопрудский - обозреватель газеты "Известия". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей".