Через счета BoNY прошло только $300 000 грязных денег


ФБР открыло официальное расследование и вскоре выяснило, что иммигрант из России Берлин, проживавший в Нэрроусберге (штат Нью-Йорк), был женат на президенте восточноевропейского отдела банка Люси Эдвардс. По словам близкого к расследованию источника, похолодевшие при мысли о том, что преступники проникли в банк изнутри, агенты ФБР обратились к его руководству, чтобы заручиться согласием сотрудничать с расследованием. Согласие они, по словам источника, получили.

Единственной "криминальной" суммой из всех "грязных русских денег", которые проходили через счета в Bank of New York, остается пока та, с которой и начиналось расследование. Причем оперативные действия в связи с нью-йоркскими счетами фактически начались по инициативе российских правоохранительных органов.

В августе 1998 г. МВД России направило ФБР просьбу о содействии в отслеживании $300 000, которые были выплачены в качестве выкупа за гражданина РФ Эдуарда Олевинского, похищенного двумя месяцами раньше. Эти деньги - единственная сумма из всех, проходивших через "криминальные"счета в Bank of New York, криминальное происхождение которой может быть доказано.

Как утверждает близкий к расследованию источник, ФБР отследило движение этих средств. Со счета Олевинского в одном из калифорнийских банков деньги были переведены в Bank of New York на счет, открытый на имя BECS International LLC, затем - на счет одного офшорного банка, а оттуда - в Собинбанк в Москве.

Пока еще неясно, кто были похитители Олевинского и почему он стал жертвой вымогателей. Источники, близкие к расследованию, утверждают, что деньги в конце концов пришли туда, откуда изначально взялись, - на счет Олевинского в банке Сан-Франциско. Судя по всему, властям удалось его освободить и вернуть ему его деньги. Связаться с самим Олевинским для получения разъяснений средствам массовой информации пока не удалось. Представители Собинбанка отрицают, что им что-либо известно о деле, связанном с Bank of New York.

Вскоре после этого в ФБР позвонил сотрудник службы наблюдения Republic National Bank of New York и сообщил о необычных телеграфных переводах средств на счет и со счета компании Benex International, которой руководил Питер Берлин.

Он же контролировал и счет ранее упоминавшейся BECS.

Это отчасти объясняет то, что в течение года ФБР не арестовало ни одного из проходящих по делу, не наложило ареста ни на один подозрительный счет. За год специалисты ФБР и других органов проверили 87 000 операций, совершенных по счетам за предыдущие полтора года на общую сумму $4,2 млрд. По словам близких к расследованию источников, с 1996 г. через счета Benex и BECS прошло $7,5 млрд (впрочем, эта цифра может быть завышена, поскольку некоторые операции учитывались дважды).

За все время контроля ФБР за подозрительными счетами не было найдено ни одного свидетельства, скажем, хищения денег с чужих счетов - словом,,ничего такого, в связи с чем ФБР послало бы за Берлином и Эдвардс группу захвата. Новых свидетельств того, что проходившие через счета Берлина средства были криминальными, выявлено не было.

Большинством получателей платежей и плательщиков, по словам близких к расследованию источников, были солидные, уважаемые фирмы: General Electric, Hewlett Packard, Nestle, Motorola, Volkswagen, DaimlerChrysler, Sony, Philips. Все названные фирмы отказались комментировать это сообщение. География платежей от Сингапура до Объединенных Арабских Эмиратов и от Кипра до Германии.Benex, по существу, действовал как трансферт-агент российских импортеров.

Это вполне согласуется с заявлениями некоторых российских импортеров о том, что счета использовались ими для обхода российских налогов и пошлин. Уклонение иностранных физических или юридических лиц от уплаты своих национальных налогов составом преступления с точки зрения американских законов не является и потому на дело об отмывании преступных денег явно не тянет.

Однако достижение ФБР по отслеживанию трехсоттысячного выкупа до сих пор вдохновляет его агентов на продолжение расследования. Они надеются, что им удастся найти доказательства отмывания денег российских преступных группировок, средств, украденных у российских компаний, а также средств из фондов финансовой помощи, незаконно переправленных на Запад. (WSJ)