Renault купила "Дачу"


У каждого производителя, решившего начать освоение рынков Центральной Европы, есть два пути. Одни предпочитают приобретать устаревшие мощности социалистической эпохи и создавать на их базе современное производство. Другие убеждены, что конкурентоспособное производство легче создать с нуля.

Последователей первого пути вдохновляет пример Volkswagen, недавно решившей выкупить у чешского правительства оставшийся пакет Skoda Auto. Второй вариант взяли на вооружение Audi, Opel и Suzuki, создающие свои производства в Венгрии.

Эксперты автомобилестроительной индустрии склоняются к тому, что первый путь предпочтительнее. И действительно у Volkswagen появляется все больше последователей. В конце сентября французский автогигант Renault приобрел 51% акций румынской автокомпании Dacia за $50 млн. На основе румынской машины французы обещают создать качественный современный автомобиль "за $6000".

Планируемый объем инвестиций в Dacia составит $219,7 млн.

Завод румынской компании в г.

Питешти в 120 км от Будапешта может сыграть важную роль в планах расширения Renault в Европе и выхода на уровень производства в 4 млн автомобилей в год.

Другой пример - недавно созданная франко-итальянская компания Irisbus, производитель автобусов. В соседней с Румынией Венгрии Irisbus (принадлежащая Renault и Iveco) планирует совместное предприятие с венгерской компанией Ikarus. Пакет в 57,7% нового предприятия Irisbus покупает за $15 млн, а Ikarus предоставляет заводы и разработки на сумму $11 млн.

По словам президента и управляющего директора Renault Луи Швейцера, приобретение Dacia и Ikarus диктуется той же логикой, что и покупка крупной доли в японском автогиганте Nissan.

Сделка с Nissan позволила французам увеличить свое присутствие на некоторых важных рынках.

Dacia усилит позиции Renault в Румынии, а Ikarus - во всей Восточной Европе, особенно в России.

Продаваться новые машины на базе Dacia будут в основном в Румынии, а также в других развивающихся странах. Однако такая перспектива вызывает сомнение у многих аналитиков сектора. "Это трудная задача, не знаю ни одной столь же дешевой и при этом качественной машины", - говорит один из экспертов. Кстати, румыны до сих пор любят и старенькие автомобили серии Dacia 1300 - аналоги Renault 12, производившиеся по лицензии. Каждый год компания производит 50 000 этих автомобилей, используя оборудование 30-летней давности.

Что касается Ikarus, то у венгерской компании есть аналогичные Dacia проблемы с устаревшим оборудованием. Хотя компания производит небольшое количество современных автобусов на своем заводе в Будапеште, головное предприятие выпускает популярные, но устаревшие автобусы 200-й серии, спроектированные в 70-х. Именно эти автобусы громыхают по труднопроходимым дорогам Восточной Европы и стран третьего мира, где современные западные машины быстро бы вышли из строя.

Объемы производства Ikarus уже давно упали с высот в 13 000 автобусов в год, как было в 80-х, до 1000 единиц в прошлом году.

Зависимость венгерской компании от поставок в Россию чуть не довела ее до банкротства в этом году. Ситуация с объемами производства у Dacia, наоборот, отличная. В прошлом году компания выпустила 106 000 автомобилей больше, чем когда-либо за всю свою историю. Почти все "Дачи" были проданы в Румынии, где объем рынка новых автомобилей составляет всего от 110 000 до 120 000 единиц в год.

Другой важной проблемой как Ikarus, так и Dacia является построение надежной сети поставщиков, что особенно трудно в условиях развивающейся экономики. И все-таки Renault предпочел иметь дело с уже существующими компаниями и их проблемами, чем начинать производство с нуля. (FT)