Государство для Путина


Заявление премьер-министра России о невозможности деприватизации, воспринятое многими наблюдателями как первая реакция Владимира Путина на критику в его адрес об отсутствии у главы правительства интереса к экономике, на самом деле - не просто зачатки экономического правительственного курса. Это еще один камень в фундамент того государственного здания, который будет возводить Путин - в том случае,,разумеется, если именно он станет преемником Бориса Ельцина.

Если нет - то здание будет возводить кто-то другой. Но фундамент останется.

Государство Путина будет сильно отличаться от государства Ельцина. Примерно так же, как знаменитые американские речи опального Ельцина отличаются от его не менее знаменитой стамбульской речи, зачитанной на прошлой неделе. Ельцин - президент РСФСР - был ниспровергающим, революционным, защищавшим честь русского народа. В Стамбуле Ельцин защищал действия уже построенной им государственной структуры - защищал не менее яростно, чем атаковал когда-то советское прошлое. Именно эту структуру Ельцин и оставляет Путину. Но и она станет лишь фундаментом для того российского государства, в котором нам предстоит жить последующие десятилетия.

Это будет государство, в котором власть будет опираться вовсе не на энтузиазм активной части общества, как Ельцин в начале 90-х. А на спецслужбы и армейскую верхушку, на людей, которые и без того играли важнейшую роль в процессах последнего десятилетия, но, устав от революционной неопределенности, решили подменить ее реставрационной стабильностью. В этом государстве будет сплоченная элита - и политическая, и экономическая. Оппозиция будет приветствовать принципиальные решения властей, критикуя лишь их отдельные детали либо методы, которыми будут проводиться в жизнь эти решения. Права собственников будут обеспечены отказом государства от возможного пересмотра итогов приватизации и ведущей ролью властей и близких к ним бизнесменов в экономических процессах.

У региональной власти федеральная возьмет ровно столько полномочий, сколько ей будет необходимо, сепаратизм на какое-то время станет историческим явлением.

В этом государстве не будет свободы слова. Внешне все сохранится: негосударственные издания и телеканалы, свободный доступ в Интернет... Но выступления президента все будут комментировать почти одинаково, даже в интернетовских изданиях. Запад... Запад, конечно, будет выделять деньги на поддержку демократии в России, на деятельность правозащитных организаций, которые будут распечатывать свои бюллетени малым тиражом в основном для западных спонсоров.

Самые честные журналисты будут писать о культуре. Самые профессиональные - об экономике. О политике будут писать нежурналисты.

Большинству населения все это будет неважно. Большинство будет уверено, что строит сильную Россию, готовую покончить с терроризмом, коррупцией и экономическим кризисом. В этих условиях Владимир Путин будет успешно переизбран президентом на второй срок.