Между сонатой и клипом


В конкурсе недавно завершившегося "Кинотавра" был показан фильм "Затворник" - режиссерский дебют большом кино Егора Кончаловского.

Призов он не получил, но шуму наделал немало. Большая часть фестивальной публики приняла фильм штыки - соглашаясь, однако, с тем, что операторская работа отменна.

Фильм снят одним из самых именитых российских операторов - Михаилом Аграновичем. Агранович теперь уже и сам выступает качестве режиссера - только что закончились съемки фильма "Пока она умирала" (совместный проект "НТВ-ПРОФИТ" и студии им. Горького). Агранович является не только оператором-постановщиком, но и совместно с Олегом Янковским - режиссером картины.

- Вы с Янковским оба дебютанты в режиссуре. Как вы делите обязанности на площадке? - Довольно четко. У каждого есть свои приоритеты. У Олега - работа с актерами. Тут он умеет и знает гораздо больше, чем я. А моя вотчина - это пластика картины. Оба мы не скандалисты, и у нас нет болезненных амбиций.

- С чего для вас начался этот проект? - Картина началась с того, что мне очень понравилась пьеса Надежды Птушкиной, вернее, спектакль во МХАТе в постановке Петра Штейна. Там грандиозно, волнующе играет Наташа Тенякова.

И у меня в тот же вечер возникла идея эту историю снять. Я стал звонить знакомым режиссерам своим, которых люблю и уважаю, с которыми хотел бы работать.

Но они по разным причинам от этого предложения отказались.

Тогда я позвонил Олегу, уже сформулировав мысленно такой состав группы, который существует сейчас. Олег тоже видел спектакль, и ему он тоже понравился.

И, немножко подумав, согласился на мое предложение. Потом подключились продюсеры, и эта история закрутилась... Мы рады, что нашли основополагающий ход для своей картины: все, что в ней происходит, происходит потому, что главная героиня очень этого хочет. Она так сильно этого хочет, что оно и случается.

- Вы сняли более двух десятков картин, работали с самыми известными режиссерами.

О каком фильме вам интереснее всего вспоминать сейчас? - Почти все свои картины я люблю. А если говорить о том, что действительно получилось и как кино в целом, и как операторская работа, то это, пожалуй, "Крейцерова соната" Михаила Швейцера. Самый сложный, самый интересно придуманный фильм из тех, что я снимал.

Это тот редкий случай, когда то, что придумывалось, почти удалось сделать. Может быть, это произошло оттого, что все мы были захвачены замыслом Швейцера, который и сегодня мне кажется достаточно смелым и неординарным. Попытаться заставить зрителя смотреть двухсерийную картину, две трети которой происходит в купе поезда, где герой рассказывает случайному попутчику историю своей жизни, на такое, знаете ли, не каждый решится. А Швейцер решился. И, помоему, победил. И Янковский в этой картине сыграл одну из лучших своих ролей, а возможно, и самую лучшую. Кстати, мы с Олегом именно на "Крейцеровой сонате" и познакомились.

- Самый недавний фильм, который вы сняли, - "Затворник", первая картина Егора Кончаловского. Он отличается принципиально от того, что вы раньше делали? - "Затворник" - картина другого времени, она не может не отличаться от прежних, не может не сказаться на операторе новая стилистика. Если говорить о новой стилистике, то самый яркий и свежий пример в российском кино фильм "Небо в алмазах". Эта картина снята оператором, воспитанным на клипах, а не на кино. Андрей Макаров начинал с клипов и рекламных роликов. Он и продолжает их снимать - и достиг в этом, по-моему, совершенства.

Но этот опыт, прямо перенесенный в кино, не кажется мне плодотворным. Хотя в последнее время и кино в изобилии потребляет "рекламную" эстетику. Так снята, например, "Матрица". Или "Беги, Лола! Беги! ".

- Вы считаете, что эта новая стилистика присуща "Затворнику"? - По большому счету - нет.

Но какое-то влияние клипы и на меня оказали, и на эту картину тоже. Продюсерская установка была такова: снять современное кино.

Поэтому и приглашали режиссера из рекламы.

- Каковы, по-вашему, последствия существующей экономической ситуации в нашем кино? - Мне кажется, сейчас большой разрыв между поколениями.

Для того чтобы стать профессиональным режиссером, нужна какая-то практика, нужно поработать с настоящим мастером на площадке, нужно провести однудве картины, чтобы понять, как все это происходит. Сейчас - разрыв. Учиться не у кого, поскольку мастера не работают, и отсюда абсолютно дилетантский уровень новой режиссуры. При этом новые дилетанты этого даже не понимают. Трудно винить молодого режиссера: он думает, что все делает, как надо, потому что он никогда не видел, как можно делать по-другому.