Инвесторы пьют пиво


Жадность всегда считалась достоинством на Уолл-стрит, а сейчас, когда рынок акций переживает кризис, в моду здесь входит чревоугодие.

Компания PepsiCo, производящая напитки и картофельные чипсы, называет прошедший год лучшим за всю свою историю. Акции производителя пончиков Krispy Kreme Doughnuts торгуются по цене, в 75 раз превышающей доход в пересчете на одну акцию этой компании. Акции компании Philip Morris, выпускающей сигареты Marlboro, за прошедший год подорожали на 150%. Одновременно продажи пива в США выросли за последние 12 недель на 8,4%.

Раньше аналитики с Уолл-стрит превозносили будущее высокотехнологичных компаний, но теперь вдруг вспомнили, что деньги все еще можно зарабатывать, эксплуатируя обычные человеческие слабости. Банк Credit Suisse First Boston (CSFB) разработал специальный биржевой индекс "торговцев грехами" для отраслей, "извлекающих прибыль исключительно из людской склонности к порокам, в частности к пьянству, азартной игре, СМИ, развлечениям и покупкам".

"Мы наблюдаем, как все большее число инвесторов стремятся к безопасности. Они спрашивают себя, какой прок от всех этих акций Cisco или Oracle. Табачные компании никогда не дают сбоя и уверенно наращивают прибыли. К табаку у людей вырабатывается стойкое привыкание! " - говорит Бонни Герцог, аналитик из CSFB, специализирующийся на табачном рынке.

По мнению Питера Канело, специалиста по бизнес-стратегии из компании Morgan Stanley Dean Witter, инвесторы, которые сами, как правило, мало что смыслят в высоких технологиях, возвращаются на рынки "старой экономики", потому что там все понятно.

"Похоже, люди осознают, что у "старой экономики" есть свои недостатки, но эта часть фондового рынка подчиняется понятным законам и регулируется понятными факторами, например ценами на нефть или изменениями процентной ставки", - рассуждает Канело.

Джон Фочер, специалист из JP Morgan, анализирующий пивоваренный сектор, утверждает, что изменение индекса NASDAQ обычно противоположно изменению котировок акций пивоваренных компаний.

"Несомненно, чаша весов качнулась в сторону традиционной экономики, - говорит Фочер. - Пивоваренный сектор - надежное убежище для тех, кто пострадал от колебаний на рынке акций сектора высоких технологий".

По мнению Фочера, рынок товаров, не относящихся к предметам первой необходимости, чувствует себя хорошо даже тогда, когда потребители экономят на всем остальном. В частности, любители пива не выражают никакого желания переходить на более дешевые сорта, а импорт пенистого напитка в США, по данным агентства AC Nielsen, за последние 12 недель вырос на 13,1%. (FT, 19. 03. 2001)