Фемида Владимировна


Вчера президент России Владимир Путин встречался с лидерами думских фракций. Говорили о судебной реформе. Завтра президент вместе с премьером, руководителями всех судов, министром юстиции и генеральным прокурором будут обсуждать судьбу многострадального Уголовно-процессуального кодекса. Путин обречен стать отцом судебной реформы - "Фемиды Владимировны". При всей пещерности нашей политической системы, при всей неразвитости нашего рынка наш рынок и наша политическая система - это могучие опоры государственности по сравнению с системой судебной.

Россию как царство самодержавного произвола обозначил еще Иоанн Грозный, написавший сбежавшему в Литву олигарху и диссиденту князю Курбскому: "Какой же я государь, аще не сам строю". Попытки поставить закон над действующей властью в России до сих пор оборачивались или импотенцией конституционной монархии (последние годы правления Николая II), или кровавой баней (Великий Октябрь), или правовым беспределом (ельцинская эпоха).

При этом судиться по поводам и без поводов за последние 10 лет россияне стали неизмеримо чаще. Само по себе это хорошо - люди постепенно привыкают к очевидной для полноценного гражданского общества модели поведения, при которой все сущностные споры принято разрешать в рамках цивилизованного судебного производства.

Плохо то, что в стране нет никакого цивилизованного судебного производства и нет предпосылок для его возникновения. Суды бедны как церковные крысы и критически зависимы от региональных властей. Процессуальные кодексы не пересматривались со времен СССР, а тогда, ясный пень, никакие кодексы, кроме политической или статистической (отчет о проделанной работе) необходимости, в расчет не принимались.

В результате суд - арбитражный, товарищеский, даже суд присяжных - остается в России не местом установления юридической истины, а плацдармом для сведения счетов. У судей нет ни финансовой, ни правовой защиты - следовательно, нет такой защиты и у граждан.

На наших глазах сошел на нет шум, поднятый в первые месяцы путинского правления вокруг проектов переделки действующей Конституции. Переделывать Конституцию, худо-бедно обеспечивающую России политическую стабильность и относительно внятно прописывающую контуры политической системы, действительно не с руки. Гораздо важнее провести полноценную судебную реформу. Обновить процессуальные кодексы. Подумать над способами вывода судов и прокуратуры из-под кабальной зависимости от местных властей.

Сейчас для судебной реформы самое лучшее время. У президента пока еще есть политический ресурс доверия нации и нет сколько-нибудь структурированной оппозиции. Страна морально готова к спячке, а именно в условиях политического анабиоза легче всего формируется правовой каркас судебной системы.

Разумеется, нам придется настроиться на долгий процесс деварваризации России. Суд как инструмент цивилизованной политики, а не как карающий меч государства настраивается в течение десятилетий. Но только судебная реформа может дать нам гарантии необратимости реформ политических и экономических.

Автор - обозреватель газеты "Известия". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей"