ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Басни дедушки Крылова


Случилось то, о чем так долго говорили, мечтали, опровергали: великая кадровая революция. Или, говоря по сути происшествия, перестановка мест слагаемых. Рушайло не стал послом России в Финляндии, зато стал секретарем Совбеза. А мог бы стать, например, налоговым полицейским или замом главы администрации президента. Или – как крайний вариант – податься в тульские или приморские губернаторы. Теперь кто-нибудь еще подастся из временно освободившихся товарищей. Грызлов стал Рушайлой, а мог бы стать, например, министром обороны или министром образования – какая, в конце концов, разница? Замминистра финансов стала замминистра обороны. У нас давно кто угодно может стать кем угодно. Взять хотя бы Путина. Впрочем, об этом не надо: министр пропаганды Лесин пока что на посту. Во всяком случае, вчера вечером еще был.

Правительство завлабов пришло к власти 10 лет назад – для борьбы с коммунизмом. Нынешние завлабы и профорги пришли бороться с чеченским терроризмом.

“Наш народ миролюбив и незлобив. Восемьсот лет провел в походах и боях…” – сказал как-то Зюганов. Хорошо сказал. Кто на нас с мечом пойдет, тот трех дней не проживет и в орало получит. Вот Буш, например, человек новый, всякие нехорошие слова говорил про Россию: как нам МВФ давал вредные советы, как деньги всякие подозрительные идут от нас в том числе и в Америку, шпионов опять же поймали в немыслимых количествах. Покричали, а чем все кончилось? МВФ мы и сами послали куда подальше, со шпионами договорился Иванов, который Сергей Борисович (это когда он еще в Совбезе был, т. е. вчера). Американцы поутихли. И призадумались (а сыр во рту держали). А что до денег, так они отмываются только ради того, чтобы не пахли.

В России никогда ничего по-крупному не меняется, и в этом есть своя логика и свой смысл. И, безусловно, удобство. То, что происходит, – это калька с конца 1991-го – начала 1992-го. В 1991-м вся страна балдела от Ельцина на танке, все его очень любили; выбрали президентом так, что сейчас уже мало кто помнит о существовании альтернативных кандидатов. С Путиным – то же самое, только вместо танка фигурирует истребитель. Ельцин привел в Белый дом молодую команду; все были очень умными, очень либеральными, все попали во власть случайно, отчего их дразнили “завлабами”. То же самое и сейчас. Команда Путина, “питерские”, – это те же завлабы с горящими глазами и пламенным мотором во всех местах. Начитались либеральных учебников, написали радикальных концепций и среднесрочных программ, задумали уголовно-процессуальные и судебные реформы. Ну-ну. Помнится, Евгений Ясин в бытность свою министром экономики тоже много писал среднесрочных программ – и где сейчас те сроки и те программы?

А еще, помнится, Ельцин – как раз где-то через год после своего триумфального танка – очень полюбил неожиданно отправлять всех в отставку. Как, бывало, скажет: “Не так сели” – все пересаживаются. И смотрят внимательно на Степашина, а со злорадством – на Аксененко с Примаковым. Нынче, видно, тоже не так сели. Собственно, как посадили, так и сели. Теперь пересели по-новому. Это просто какие-то басни дедушки Крылова. Хотите навести порядок в Чечне? Так, может быть, сделать это чисто по-американски? Взорвали Ставрополье – пошли бомбардировщики бомбить горы на юге Чечни. Сделай хоть что-нибудь. Это не месть кота Леопольда – “хвост за хвост, глаз за глаз”. Просто есть разница между действием и бездействием. Перемена мест слагаемых – это бездействие.